Стрит-арта в Киеве становится все больше. Качественного и не очень. Некоторые проекты спешат закончить до местных выборов, какие-то работы имеют ярко выраженный патриотический окрас. Вместе с тем этим летом в Киеве появились муралы кисти известных в мире художников, которые украшают город и делают его современным.

О том, с чем связан бум стрит-арта в Киеве, а также о плохих и хороших работах мы попросили рассказать трех экспертов – участника известного дуэта Interesni Kazki Владимира (WaOne) Манжоса, куратора Олега Соснова и организатора фестиваля стрит-арта "Республика" Андрея Зоина.

Владимир (WaOne) Манжос, Interesni Kazki

"С одной стороны, такой всплеск интереса к стрит-арту не может меня не радовать. Еще несколько лет назад мы потратили много усилий и времени, добиваясь того, что начало происходить сейчас. Всего год назад никто и подумать не мог, что Киев появится на карте мирового стрит-арта.

Но с другой стороны, огорчает то, что есть и не очень хорошие работы, а иногда и совсем ужасные. Но ещё больше – то, что откровенно плохие работы воспринимаются обществом на ура. Это говорит о, мягко говоря, не очень высоком культурном уровне обывателя.

Также, думаю, стоит упомянуть, что стрит-арт бум после выборов пойдёт на спад.


"Хороший" стрит-арт – это профессионально выполненное и всегда актуальное произведение, часто с неким глубоким или не очень посылом и, самое главное – с душой.

Как отличить плохой стрит-арт объект от хорошего? Всё зависит от автора произведения. Есть ряд художников, признанных и востребованных во всём мире. Как правило, это профессионалы с огромным опытом, отточенной до совершенства техникой и уникальным авторским стилем.

Условно "хороший" стрит-арт – это профессионально выполненное и всегда актуальное произведение, часто с неким глубоким или не очень посылом и, самое главное – с душой. Такая работа живёт своей жизнью и работает со зрителем – заставляет его думать, размышлять, чувствовать, переживать и прозревать. Таких художников не очень много, поэтому риск наплодить плохие работы очень велик.

Но есть выход. Организацией и подбором участников должен заниматься куратор, который понимает эти вещи, разбирается во всех тонкостях. На западе есть много таких специалистов, ведь там уже не одно поколение выросло на граффити и стрит-арте. А для нас это явление новое. Но и на западе организаторы приглашают артистов курировать художественную часть, то есть обычно рекомендации, кого пригласить, спрашивают у самих художников, поскольку они как никто знают все тонкости".

Олег Соснов, куратор проектов в сфере стрит-арта (из последних несколько работ на Святошино) 

"Сейчас происходит то, что должно было произойти еще несколько лет назад.

За относительно короткий срок в Киеве появилось несколько муралов, что в масштабе Украины – почти незаметно, а в масштабе мировой современной культуры – вообще капля в море. Однако качество небольшого числа из уже созданных работ достойно, без преувеличения, любой страны мира. Появление работ некоторых ребят (в том числе украинского дуэта Interesni Kazki) именно в Киеве создает позитивный имидж для Украины и формирует актуальный бэкграунд для отечественных художников.

Муралы – это монументальное искусство, а не средство массовой агитации. Погоня за "красивыми картинками" возвращает нас в советское прошлое с искусством "на заказ".

Какие-то проекты наверняка свернут после выборов. Некоторые кандидаты используют муралы как инструмент политической коммуникации – это не новость, но это еще раз доказывает интерес людей к стрит-арту и культуре в целом. К сожалению, на пути к политическим целям кандидаты могут забывать, что муралы – это, в первую очередь, монументальное искусство, а не средство массовой агитации. А погоня за "красивыми картинками" возвращает нас в советское прошлое с искусством "на заказ". Но время покажет, кто является апологетом развития стрит-арта, а кто зарабатывает баллы на предвыборной кампании.

Как бы не изменился "политический расклад" после выборов, политики уже вряд ли смогут остановить развитие этого жанра в Украине, это неотъемлемый этап культурной эволюции страны. Этап, который мы, к сожалению, проходим с опозданием, но в нашей ситуации – быстрее быть и не могло. Перемены уже происходят – появляются адекватные люди в исполнительной власти, которые доверяют, а главное – помогают художникам и кураторам "вне системы".

Хочется верить, что с приходом денег появится конкуренция, разнообразие и авторский стиль. Но есть риск, что это обернется таким же хаосом, как размещение рекламных объектов в общественном пространстве – без вкуса и контроля.

Думаю, скоро и коммерческих проектов с муралами станет больше. Но это бизнес, а не культура, важно не путать.

Хочется верить, что с приходом денег появится больше заказов и больше украинских художников, а значит, должны также появиться конкуренция, разнообразие и авторский стиль. Но есть риск и даже опасение, что это обернется таким же хаосом, как размещение рекламных объектов в общественном пространстве – без вкуса и контроля.

Не знаю ответа на вопрос, как отличить "хорошо" и "плохо", главное – это ощущение людей, которые наблюдают финальный результат каждый день. Эмоции, которые вызывает мурал – и есть ответ. Безусловно, нужен контроль над выбором художников, но пока в Украине нет ни законов для регулирования этой сферы, ни кураторов, способных полноценно соотнести мировые тенденции с локальным контекстом и бюджетными реалиями. Это приводит к постоянной полемике вокруг каждого нового мурала.

Главное, чтобы даже работа, которая человеку не нравится, заставляла его задуматься – тогда диалог с художником состоялся.

При всем этом большинству людей тяжело оценить тот или иной объект, так как попросту нет понимания этого вида искусства. Не говоря уже о понимании современного искусства в самом широком смысле. В этом нет вины людей, проблема в том, что нам просто не прививали хороший вкус и нам не с чем сравнивать. В такой ситуации стоящие проекты остаются незамеченными или непонятыми. Но и это нормально – это путь развития.

На самом деле, объяснять искусство – дело неблагодарное, да и, наверное, не всегда нужное. Главное, чтобы даже работа, которая человеку не нравится, заставляла его задуматься – тогда диалог с художником состоялся. Только с появлением новых качественных работ можно отшлифовать вкус горожан, никакая "теория" не работает.

Для меня самый важный фидбек – это отсутствие тагов (надписей баллончиками) поверх работ. То есть, их ценят в первую очередь сами уличные художники. Вандалы испортили всего две работы (из 11 курируемых мною), но их восстановили небезразличные соседи и друзья. Мне кажется, это тоже показатель позитивных изменений в украинском обществе.

Я уверен, что в спальных районах стрит-арт актуален не меньше, чем в центре, а скорее даже больше. В центре много старых зданий, которые нужно реставрировать, а не расписывать. Да и там уже есть немало достойных работ, а вот спальные районы – это непаханое поле, как в плане наличия свободных стен, так и в плане количества людей, которые, возможно, никогда и не видели муралов вживую.

Рад, что в Киеве наконец появились инициативы, благодаря которым объекты уличного искусства появляются в спальных районах. Надеюсь, их будет становиться больше".

Андрей Зоин, организатор фестиваля стрит-арта "Республика" в Камянце-Подольском

"В Киеве сейчас нарисовано около 30 работ, половина из них – замечательная, другая – нет. Как по мне, все это – не стрит-арт, а рисунки на домах. Плохие видно сразу (как аист или хатка от местных художников), а европейские художники, которых сейчас привозят, создают приличные работы.

Мне не нравится, когда заказчиками проектов выступают политические силы, претенденты на кресло мэра, которые делают это под выборы. Не нравится, когда заказчиком выступают власти города с советским подходом "вот вам конкурс и тема «волшебное будущее города М ...!»" Потому что тогда уличное искусство превращается в рисунок на заказ с прайсом за метр квадратный, а артист – в ремесленника или дизайнера интерьеров.

Нравится, когда стрит-арт рисуют на улице неизвестные авторы, а произведение заставляет думать, улыбаться, является месседжем, который нужно понять. Нравится, когда это делается, потому что не может не делаться, без денег, разрешений и конкурсов.

Когда заказчиком выступают власти города с советским подходом, уличное искусство превращается в рисунок на заказ с прайсом за метр квадратный, а артист – в ремесленника или дизайнера интерьеров.

Если говорить о буме стрит-арта в Киеве, то для развития общины это бесспорно хорошо. Потому что люди у нас зашорены и боятся всего нового. Иногда слышишь "пусть лучше будет реклама, чем рисунок", или "серая стена лучше яркой". Но лучше, чтобы это движение стало толчком, который вытащит на улицы сотни молодых уличных художников, которые начнут что-то творить.

Думаю, вся эта феерия с выбрасыванием кучи денег на "комнатный эрзац стрит-арт" должна понемногу угасать. А еще нужно, чтобы этими проектами руководили вменяемые кураторы".

Фото: Юлий Кудланык