Куратор проектов в сфере стрит-арт – о плохих и хороших работах в Киеве

Стрит-арта в Киеве становится все больше. Качественного и не очень. Недавно был объявлен старт еще одного масштабного проекта – в разных городах Украины нарисуют 100 муралов.

О том, с чем связан бум уличного искусства в Киеве, а также о плохих и хороших работах мы попросили рассказать куратора Олега Соснова.

Мнения других экспертов – участника дуэта Interesni Kazki Владимира (WaOne) Манжоса, и организатора фестиваля стрит-арта "Республика" Андрея Зоина – читайте по ссылке.

Погоня за "красивыми картинками" возвращает нас в советское прошлое с искусством "на заказ"

"Сейчас происходит то, что должно было произойти еще несколько лет назад.

За относительно короткий срок в Киеве появилось несколько муралов, что в масштабе Украины – почти незаметно, а в масштабе мировой современной культуры – вообще капля в море. Однако качество небольшого числа из уже созданных работ достойно, без преувеличения, любой страны мира. Появление работ некоторых ребят (в том числе украинского дуэта Interesni Kazki) именно в Киеве создает позитивный имидж для Украины и формирует актуальный бэкграунд для отечественных художников.

Некоторые кандидаты используют муралы как инструмент политической коммуникации – это не новость, но это еще раз доказывает интерес людей к стрит-арту и культуре в целом. К сожалению, на пути к политическим целям кандидаты могут забывать, что муралы – это, в первую очередь, монументальное искусство, а не средство массовой агитации. А погоня за "красивыми картинками" возвращает нас в советское прошлое с искусством "на заказ". Но время покажет, кто является апологетом развития стрит-арта, а кто зарабатывает баллы на предвыборной кампании.

Как бы не изменился "политический расклад", политики уже вряд ли смогут остановить развитие этого жанра в Украине, это неотъемлемый этап культурной эволюции страны. Этап, который мы, к сожалению, проходим с опозданием, но в нашей ситуации – быстрее быть и не могло. Перемены уже происходят – появляются адекватные люди в исполнительной власти, которые доверяют, а главное – помогают художникам и кураторам "вне системы".

Хочется верить, что с приходом денег появится конкуренция, разнообразие и авторский стиль. Но есть риск, что это обернется таким же хаосом, как размещение рекламных объектов в общественном пространстве – без вкуса и контроля.

Думаю, скоро и коммерческих проектов с муралами станет больше. Но это бизнес, а не культура, важно не путать.

Хочется верить, что с приходом денег появится больше заказов и больше украинских художников, а значит, должны также появиться конкуренция, разнообразие и авторский стиль. Но есть риск и даже опасение, что это обернется таким же хаосом, как размещение рекламных объектов в общественном пространстве – без вкуса и контроля.

Не знаю ответа на вопрос, как отличить "хорошо" и "плохо", главное – это ощущение людей, которые наблюдают финальный результат каждый день. Эмоции, которые вызывает мурал – и есть ответ. Безусловно, нужен контроль над выбором художников, но пока в Украине нет ни законов для регулирования этой сферы, ни кураторов, способных полноценно соотнести мировые тенденции с локальным контекстом и бюджетными реалиями. Это приводит к постоянной полемике вокруг каждого нового мурала.

Главное, чтобы даже работа, которая человеку не нравится, заставляла его задуматься – тогда диалог с художником состоялся.

При всем этом большинству людей тяжело оценить тот или иной объект, так как попросту нет понимания этого вида искусства. Не говоря уже о понимании современного искусства в самом широком смысле. В этом нет вины людей, проблема в том, что нам просто не прививали хороший вкус и нам не с чем сравнивать. В такой ситуации стоящие проекты остаются незамеченными или непонятыми. Но и это нормально – это путь развития.

На самом деле, объяснять искусство – дело неблагодарное, да и, наверное, не всегда нужное. Главное, чтобы даже работа, которая человеку не нравится, заставляла его задуматься – тогда диалог с художником состоялся. Только с появлением новых качественных работ можно отшлифовать вкус горожан, никакая "теория" не работает.

Для меня самый важный фидбек – это отсутствие тагов (надписей баллончиками) поверх работ. То есть, их ценят в первую очередь сами уличные художники. Вандалы испортили всего две работы (из 11 курируемых мною), но их восстановили небезразличные соседи и друзья. Мне кажется, это тоже показатель позитивных изменений в украинском обществе.

Я уверен, что в спальных районах стрит-арт актуален не меньше, чем в центре, а скорее даже больше. В центре много старых зданий, которые нужно реставрировать, а не расписывать. Да и там уже есть немало достойных работ, а вот спальные районы – это непаханое поле, как в плане наличия свободных стен, так и в плане количества людей, которые, возможно, никогда и не видели муралов вживую.

Рад, что в Киеве наконец появились инициативы, благодаря которым объекты уличного искусства появляются в спальных районах. Надеюсь, их будет становиться больше".