Автор музыки для сериалов "Доктор Хаус" и "Теория лжи" Fink, одна из лучших британских групп 2015 года Bring Me The Horizon, известные бельгийские музыканты Balthazar, электронщик из Берлина Apparat, британцы Everything Everything, Hurts и Slaves, калифорнийские рокеры The Neighbourhood. В этом сезоне в Киеве прошла серия громких концертов.

А уже этим летом в Киев снова ворвутся Red Hot Chili Peppers и Muse, выступит британский соул-музыкант Kwabs, а в апреле – лондонский электронный дуэт Monarchy. Это не считая регулярных концертов украинских молодых групп и музыкантов.

Мы спросили у организаторов концертов и музыкальных журналистов, действительно ли Киев становится интересен мировым исполнителям и стоит ли ждать хороших новостей в будущем.

Дмитрий Сидоренко, владелец клуба Atlas, соучредитель PMK Event Agency. Организовывал концерты Papa Roach, Enter Shikari, Kenny G, Steve Vai, Three Days Grace

В ближайшие годы нас ждут преимущественно концерты групп второго эшелона. Но мы пытаемся немного исправить ситуацию.

Дмитрий Сидоренко, владелец клуба Atlas

В первый год после Майдана у некоторых иностранных артистов в Украине элементарно не срабатывала страховка (особенно после того, как сбили первый самолет над Донбассом). А для многих западных звезд и их менеджмента – это критическое обстоятельство.

К тому же, многие украинцы психологически еще не были готовы развлекаться. Поэтому концертов было мало. А из-за нестабильного курса валют сложно было прогнозировать, получится ли вернуть хотя бы инвестированные в концерт деньги. Многие не воспринимали новые цены на билеты. Но в конце 2015 – начале 2016-го ситуация начала меняться. Пришло понимание, что у западных звезд гонорары измеряются в валюте, и именно поэтому, а не из-за жадности организаторов, цены на билеты стали в 2-3 раза выше.

Спрос на выступления заграничных артистов возвращается, а значит и крутые группы будут приезжать всё чаще. Назревает тенденция концертов средней величины – где-то от 1000 до 3000 человек.

Прошлогодний Atlas Weekend

Возить в Украину группы первого эшелона с миллионными гонорарами сейчас заведомо убыточно. Те несколько организаторов, которые привозят таких артистов, делают это сугубо ради того, чтобы выиграть оффер и сделать тур по всему СНГ. Потери от концертов в Киеве в таком случае перекрывают другими городами. В то же время групп с доступными гонорарами и реальной возможностью собрать хотя бы Дворец Спорта не так уж и много.

К сожалению, в нынешней экономической ситуации Киев не очень интересен иностранным группам. Если сравнить гастрольные графики в Украине и, например, Польше, это становится очевидным.

Поэтому в ближайшие годы нас ждут преимущественно концерты групп второго эшелона. Но мы пытаемся немного исправить ситуацию, и на фестиваль Atlas Weekend привезем сразу несколько десятков западных артистов (всего будет около 130 групп на 5 сценах). Надеемся, это что-то изменит. Тем более, у нас очень хорошие цены на билеты. 

Поскольку для иностранных туристов Киев – экономически привлекательный вариант, мы надеемся через несколько лет получить стабильный серьезный трафик не только из СНГ, а и из стран Европы.

Концерт The Neighbourhood в Atlas

Очень жаль, что наша власть никак этому не способствует, а только кормит обещаниями. Не теряем надежды на то, что в ближайшие годы всё изменится. Ведь, в первую очередь, сам город Киев может на этом хорошо зарабатывать.

Евгений Кибец, арт-директор клуба Sentrum. Организовывал концерты Fink, IAMX, Crazy Town, Everything Everything

У зарубежных артистов появилось больше доверия к Украине, что дало возможность включать ее в гастрольный график.

Евгений Кибец, арт-директор клуба Sentrum

В первую очередь, за два года на ноги встали организаторы, которые всё это время ничего не могли делать из-за ситуации в стране. То же самое касается публики. Люди снова начинают ходить на концерты.

Судя по публикациям в прессе, обстановка стабилизировалась – и у (зарубежных – авт.) артистов появилось больше доверия к Украине, что дало возможность включать ее в гастрольный график.

Концерт в Sentrum

Пока ситуация с концертами зарубежных артистов в Украине останется на том уровне, на котором она есть. В лучшем случае. Поскольку в Киеве, к сожалению, все еще нет достаточного количества площадок, которые могут принять многих артистов. Это большая проблема.

Что касается артистов, которые не ездили в Украину по политическим причинам или по причинам безопасности, то они до сих пор отказываются сюда возвращаться.

Ян Шкуро, ивентор. Организовывал концерты Sasha Boole, Mari Cheba, Артем Пивоваров, Fontaliza, SINOPTIK, daKooka, Гапочка, Maneken, Loboda, С.К.А.Й.

В Украине есть много качественной музыки. Но не все артисты собирают залы. А возить по кругу одних и тех же неинтересно.

Ян Шкуро, ивентор

В последние два года нашим гражданам было не до концертов мировых звезд. Да и ситуация в Украине не была безопасна. Сейчас же мы прошли этап борьбы, стали сильнее, и готовы жить дальше, в реалиях, которые нас окружают.

На фоне большого количества музыкальных фестивалей в прошлом году, особенно взрывного успеха Atlas Weekend, стало очевидным то, что в Украине есть много качественной музыки. Но, к сожалению, не все артисты собирают залы. Возить же по кругу одних и тех же неинтересно.

Slaves в Sentrum 

В то же время в Киеве осваиваются новые локации, которые создают новый формат концертов. Арт-завод Платформа, ВДНХ, Sky Family Park возвращают в столицу формат open air. Есть хорошие крытые площадки – Atlas, Forsage, Sentrum, Bel Etage, которые все чаще привозят зарубежных артистов.

Все идет к тому, что Киев и Украина будут больше и больше привлекать музыкантов и их поклонников.

Сергей Малецкий, директор концертного агентства H2D. Организовывал концерты Apparat, Gus Gus, The Retuses, SunSay

Как бы нам ни хотелось стать центром вселенной, без позитивных изменений в экономике/политике/качестве жизни внимания к нам будет не больше, чем к любой стране постсоветского пространства.

Сергей Малецкий, директор концертного агентства H2D

Ситуация с концертами и музыкальными фестивалями в целом неплохая. Мероприятий много, мы видим частые надписи Sold-out на афишах, что не может не радовать.

К нам вернулись имена первой величины, и артисты уже стали терпимей к Восточной Европе. Но хотя сейчас мы и видим рост, я уверен, что он закончится в тот момент, когда начнутся серьезные колебания на валютном рынке. А если ситуация с валютой будет стабильной, 2016 год подарит нам ещё много новых и интересных имен.

К сожалению, у самих западных звезд интереса к Украине никогда не было, и в этом году фундаментальных изменений не предвидится. Как бы нам ни хотелось стать центром вселенной, без позитивных изменений в экономике/политике/качестве жизни внимания к нам будет не больше, чем к любой другой стране постсоветского пространства.

А вот спрос на западных артистов в Украине увеличился по сравнению с 2015 годом. Но и популярность украинской музыки также продолжает только расти.

Сергей Яценко, сооснователь арт-пространства Closer

Организаторы особо не рискуют – все стараются выехать на проверенных музыкантах, которые выступали уже не раз.

Сергей Яценко, сооснователь арт-клуба Closer

В клубной сфере все стало только хуже, чем было. Вроде бы и чувствуется общий подъем, люди хотят что-то делать, но в текущей экономической ситуации это сложно. После Closer новых крупных концертных площадок так и не открылось. Мелкие проекты вроде 56 или Otel работают достаточно успешно, собирая свою аудиторию, но это не те масштабы.

Одна из основных проблем – экономическая. Многим посетителям банально сложно платить высокую цену за вход. Другая проблема – скорее общеобразовательная. Например, далеко не все понимают, что такое Closer, какой бывает электронная музыка и для чего она нужна.

Альт-саксофонист и рэпер Соуэто Кинч в Closer

Если говорить о концертах, то в этой сфере все же что-то происходит, есть несколько площадок в городе, которые стараются конкурировать. Но организаторы особо не рискуют – все стараются выехать на проверенных музыкантах, которые выступали уже не раз. В итоге со стороны кажется, что концертов в Киеве очень много, но когда я пытаюсь мониторить, куда пойти, ничего выбрать не могу. Хожу на концерт в среднем раз в два месяца.

Алексей Бондаренко, основатель блога про новую украинскую музыку LiRoom

Украинская музыка выходит из условного "гетто", ее начинают воспринимать не как нечто сомнительное, а как самодостаточное и интересное культурное явление.

Алексей Бондаренко, основатель LiRoom

Конечно, на фоне затишья в концертной жизни, которое было в 2014 и 2015 годах, сейчас просто праздник какой-то. Дела на самом деле пошли намного лучше. Зарубежных артистов приезжает даже не несколько, а много – и самого разнообразного эшелона.

В прошлом году British Council и Sentrum рискнули и повезли в Киев молодую британскую кровь. В этом году к нам уже едут группы первого эшелона, а на европейских и американских "среднячках" – полные залы.

Концерт Hurts в Stereo Plaza

К тому же, в ситуации 2014-2015 годов был и плюс: люди стали обращать гораздо больше внимания на молодую украинскую музыку. И сейчас эта тенденция продолжается – украинская музыка выходит из условного "гетто", ее начинают воспринимать не как нечто сомнительное, а как самодостаточное и интересное культурное явление. А раз ходят на концерты, значит – поддерживают украинскую культуру денежно.

Еще одна принципиально важная тенденция – посетители концертов уже готовы мириться с новыми ценами на билеты. Сейчас цена в 200-500 гривен уже никого не пугает, хотя еще год-полтора назад при том же курсе доллара говорили бы, что организаторы "зажрались". Чем больше людей привыкает – тем больше ходит на концерты, а это хорошо для всех.

Влад Фисун, диджей, журналист, ведущий на радио "Аристократы"

Событийных площадок становится больше – значит больше публики, которая хочет и способна оплачивать не только месячный рацион, шмотки и коммуналку.

Влад Фисун, диджей, журналист

В целом, в музыкальной сфере наблюдается безусловное "покращення". Многие концертные группы за последние летний и зимний сезоны увидели потенциал в публике и теперь будут вовсю атаковать – и в масштабах Киева, и, надеюсь, всей страны.

Если говорить о концертных локациях в Киеве, то к заманившей на ровное место (точнее, на заводские руины) "Платформе" присоединяется ВДНХ, который активно провел зиму, SkyMall, готовый не только отоваривать, но и веселить два огромных спальных массива, и "Олимпийский".

Также вовсю дружат между собой концертные клубы. И, конечно, поражает то, что солд-аут на артиста может быть и в понедельник.

Но Киеву очевидно не хватает большого и зрелищного спортивно-музыкального события. А еще хочется, чтобы события в зоне Труханова острова проходили цивилизованнее и выдавливали культурный слой генделей.

Влад Фисун

Возвращаются большие привозы – Prodigy, Muse, RHCP. Но это снаряды в ту же воронку, "верняки". И хорошо, значит, позже можно ждать и чего-то более рискового, такого, чего еще пока здесь не было.

Правда, о больших фестивалях в рамках города слышно только из Львова и из Каменца-Подольского. Но пока совершенно ничего не слышно о Харькове, Днепропетровске (кажется, Best City еще не заявлял о себе), Одессе (переехавший в Затоку "ДжазКоктебель" для одесситов фестивалем по сути не стал, они туда не особо ездят). Я говорю о мероприятиях, которые заставляют людей сесть в поезд и приехать в другой город.

Ghostpoet в Киеве

В целом, надеюсь, этот год мы проведем без больших концертных и фестивальных влетов. Конечно, хорошо, что событийных площадок становится больше – значит больше публики, которая хочет и способна оплачивать не только месячный рацион, шмотки и коммуналку.

Интерес к прогрессивной украинской музыке будет расти до определенного момента – ему не перекрыть ни артистов канала М1, ни нафталинного жанра – да и не надо. Пусть все будут счастливы в меру витиеватости извилин и ходят посмотреть, что у соседних миров за забором ради интереса.

Сергей Кейн, главный редактор интернет-издания о музыке Comma

Пока рано говорить о расцвете концертного рынка – курс валют ждёт за углом с топором – но положительные изменения есть.

Сергей Кейн, главный редактор Comma

Украинцы всё чаще расценивают концерты как способ приятно провести вечер. Они готовы покупать билеты, ходить на незнакомых артистов даже в будние просто потому, что их посоветовали друзья или похвалил любимый музыкальный сайт Comma. Взамен зрители получают эмоциональный заряд, и это входит в привычку.

Афиши клубов Sentrum и Atlas расписаны на месяцы вперёд, авантюра British Council с привозом молодых и прогрессивных британских музыкантов пользуется успехом, а летом нас ждёт два грандиозных фестиваля за одну неделю – U-Park и Atlas Weekend. Безумие, правда?

Концерт Balthazar в Sentrum

Пока рано говорить о расцвете концертного рынка, – курс валют ждёт за углом с топором, готовый срубить благодатные процессы под корень – но положительные изменения есть. Понемногу растёт спрос и осторожно откликается предложение.

Что касается тенденций – чаще возникает потребность в площадке на две-три тысячи человек, где-то между Sentrum/Atlas и Stereo Plaza. Из свежих примеров – билеты на The Neighbourhood в Atlas продались за считанные дни. А если бы концерт перенесли в зал побольше, желающие увидели бы любимую группу, а организаторы получили бы сверхприбыль, которая добавила бы уверенности в следующих рисковых привозах передовых артистов.

Ну, и важно подтягивать к концертному бизнесу регионы, потому что другие украинские города тоже должны быть частью инфраструктуры со своими толковыми площадками и интересом к концертам.

Фото: Радио Аристократы, Alyona Voynovskaya, Kool D UaAtlas WeekendSENTRUMCloser, Женя Люлько/liroom.com.ua