Современную киевскую архитектуру можно описать фразой: все сложно. Большинство ее примеров - невыразительные жилые многоэтажки, уступающие в плане архитектуры даже советскому типовому жилью.
Еще один пласт современного столичного зодчества - псевдоисторический стиль. За последние десятилетия центр города и Подол застроили зданиями, в которых смешаны приемы архитектуры вековой давности и современные материалы. Керамогранит, пенопласт, вентфасад здесь соседствуют с гипертрофированными эркерами и колоннами, о которых не мечтал и Городецкий.
Пытаясь воссоздать атмосферу дореволюционного Киева, архитекторы 2000-х создали гротеск, ничем не напоминающий ни старый Киев, ни улочки городов Западной Европы.
Присмотревшись, в Киеве все же можно найти несколько современных зданий, которые не стыдно показать миру. Революционностью идей они, увы, не дотягивают до зданий советского модернизма, но по крайней мере, это не резьба по пенопласту.
Адрес: ул. Антоновича, 176
Проект: Мастерская Пашенько, 2012 год
Торговый центр, открытый в 2012 году, выгодно отличается от других киевских ТЦ, расположенных по всему городу. Это не просто ангар, облицованный вагонкой или сендвич-панелями.
Фасад Ocean Plaza - это светодиодный экран, накрытый “чешуей” из трехгранных стекол. В вечернее время фасад переливается разными цветами, а днем “чешуя” эффектно отражает солнечный свет.
Адрес: ул. Болсуновская, 2
Проект: мастерская Виталия Васягина, 2013 год
Новые здания часто ставят в совершенно неподходящих местах. Они перекрывают перспективы улиц, закрывают солнечный свет старым домам и просто уродуют город. Все это вряд ли касается двух зданий - жилого и офисного, построенных на бульваре Дружбы Народов в 2014 году.
Ансамбль удачно обыгрывает сложившуюся застройку и работает на контрасте. Высотное ступенчатое здание жилого комплекса “стекает” с холма в ложбину, в которой проходит бульвар Дружбы Народов. С противоположной стороны улицы его как будто отражает здание белокаменное здание поликлиники Государственного управления делами Президента - оно так же, ступенями, спускается к бульвару.
Адрес: ул. Болсуновская, 13-15
Проект: Проектное бюро ТАМ А. Пашенько, 2014 год
Бизнес-центр IQ является продолжением жилого комплекса PecherSky. Его цилиндр контрастирует со зданием ЖК и поликлиники Государственного управления делами.
Те же стеклянные пояса, что и в PecherSky, здесь разделены на смещенные объемы, нависающие друг на друга. Своей приземистостью здание разбавляет каскады жилого комплекса и поликлиники, одновременно играя роль башни-доминанты.
Адрес: ул. Льва Толстого, 57
Проект: Архитектурное бюро А. Коваль, Архиматика, 2012 год
Сложно поспорить с тем, что офисный центр должен находиться в удобном месте - это важно как для его сотрудников, так и для владельцев контор, расположенных в здании. 101 Tower, расположенный на улице Толстого возле Центрального вокзала, вряд ли соответствует этому утверждению.
Башня находится достаточно далеко от ядра центра, она зажата между широкими улицами Жилянской и Льва Толстого. Прямо напротив - дымящие всю зиму трубы станции теплоснабжения. До метро “Вокзальной” не очень далеко, но идти офисным сотрудникам через вокзал - не самый приятный маршрут.
При этом с градостроительной точки зрения здание довольно удачно расположено, в отличие от соседних “Элеганта” и “Ботаник тауэрс”. Вокруг башни 101 свободное пространство, она замыкает перспективу улицы Липкивского со стороны центра города, ее видно с Воздухофлотского моста и района Протасова яра.
Архитектурное решение здания интересное. Вертикальные ламели между полосами стекла компенсируют некоторую приземистость 27-этажного небоскреба, а разбивка фасада на четыре горизонтальные части разбавляет монотонность.
Адрес: Андреевски спуск, 20б
Архитектор: Олег Дроздов
Мало кто из киевлян не слышал о новом здании Театра на Подоле. С момента его открытия в конце ноября 2016 года горожане разделились на два лагеря - ярых противников и нейтральных сторонников. Сторонники, как правило, считают здание достойным примером современной архитектуры в Киеве, одним из немногих зданий, похожих на европейские. Противники же нарекают новое здание театра коробкой, “крематорием” и “реактором”, хотя ни киевский крематорий, ни ядерные реакторы АЭС не похожи на театр харьковского архитектора Дроздова.
Неподготовленного зрителя театр может шокировать. Его громада выныривает из-за очередного поворота Андреевского спуска. Над двухэтажным объемом из старинного киевского желтого кирпича нависает черный, облицованный райнцинком короб, в котором скрывается колосник - конструкция, отвечающая за устройство сцены.
При взгляде сверху, от пересечения с Воздвиженской улицей, черный объем как бы скрывается на фоне зелени на Замковой горе, и остается заметна только двухэтажная желтокирпичная часть, своими размерами повторяющая соседние дома.
Фото: Лев Шевченко, Ocean Plaza - Оушен Плаза, Dmitry Korol, elektraua, mark-shejder, allbc.info, tsn.ua, apostrophe.ua.