С конструктивизмом (он же довоенный модернизм) у Киева не заладилось с самого начала. Во времена расцвета стиля Киев еще не был столицей УССР, и крупные конструктивистские здания по советской архитектурной иерархии ему не полагались.
Пока Харьков, Минск, Ленинград, Москва и другие крупные города СССР обзаводились огромными комплексами вроде харьковских Госпрома и почтамта или московских домов-коммун, Киеву с конструктивистского плеча доставались 4-5-этажные жилые дома и небольшие клубы. А после переноса столицы УССР из Харькова в Киев время чистого конструктивизма закончилось, и на смену ему пришел неоконструктивизм, а затем - сталинский неоклассицизм.
Тем не менее, мы выбрали 10 самых интересных зданий в этом стиле.
Адрес: Вокзальная площадь, 1
Проект: А. Вербицкий и П. Алешин
Крупнейшее конструктивистское здание Киева - Центральный вокзал - было построено еще до переноса столицы, в 1928-1932 гг. по проекту архитекторов А. Вербицкого и П. Алешина.
В целом здание можно отнести к чистому конструктивизму, но оно приправлено национальными мотивами и, в отличие от многих других примеров, симметрично, что роднит его с классицизмом.
Центральный объем здания, в который вписано огромное параболическое окно - цитата картушей из украинского барокко. От арки, которую в конце 1960-х продлили переходом-конкорсом над путями, расходятся плоские, вытянутые по горизонтали корпуса с залами ожидания.
Изначально интерьеры вокзала были оформлены в сдержанном конструктивистском вкусе, однако после сталинской послевоенной реконструкции их уничтожили, заменив типичным “свадебным тортом”.
Во время последней реконструкции на рубеже веков сталинские интерьеры дополнились мозаиками с киевскими достопримечательностями.
Адрес: Крещатик, 36/2
Проект: Алексей Щусев, 1939 г.
Центральный универмаг, крупнейшее здание на Крещатике, уцелевшее после Второй мировой войны, был построен в 1936-39 гг. по проекту архитектора Щусева. За несколько лет до начала строительства ЦУМа на его месте начали возводить конструктивистский “Дом книги” - высотное по меркам тех лет здание с круглым объемом на углу.
В первой половине 30-х конструктивизм подвергся критике, столичный статус Киева требовал более угодную центру архитектуру, и “Дом книги” снесли. На его месте началось строительство Центрального универмага в более классических формах.
Несмотря на то, что ЦУМ относят к конструктивизму, стилистически это уже следующий стиль, постконструктивизм. ЦУМ симметричен, монументален, не дробится на объемы. Башня, акцентирующая угол Крещатика и улицы Хмельницкого, уступами поднимается вверх, предвосхищая сталинские высотки 50-х. Фасады, выходящие на улицы, отмечены сеткой эркеров-витрин, в которых почти ничего не осталось от конструктивистской горизонтальности.
После войны к ЦУМу был пристроен корпус со стороны Крещатика, а само здание перестроено в более классических формах - изменен экстерьер последних двух этажей и добавлена скатная крыша.
Последняя реконструкция оставила от ЦУМа лишь фасад, убрав и скатную крышу, и сталинские мраморные интерьеры.
Адрес: Большая Житомирская, 17/2
Проект: Павел Алешин
Это здание – один из лучших примеров жилой архитектуры Киева в стиле конструктивизм. Небольшой дом с собственным палисадом на углу Большой Житомирской и Стрелецкой одновременно и вписывается в окружающую застройку (благодаря цвету кирпича и высоте) и отличается от не своей горизонтальностью и чувством простора, несмотря на зажатость в плотной застройке центра города.
Дом врача, построенный архитектором Алешиным (он же строил и вокзал) в 1928-30 годах - конструктивизм без каких-либо приставок “пост-” и национальных мотивов. Горизонтальные, почти ленточные окна, солярии на крыше (к сожалению, не действующие), округлые объемы, квадратные нависающие эркеры, широкие лоджии. И самобытный киевский кирпич.
И хоть Дом врача гораздо более буржуазен, чем конструктивистские поселки на окраинах города 20-х, сложно не назвать его лучшим образцом конструктивистской жилой архитектуры города.
Знаком успеха дома является даже то, что автор сам в нем жил много лет после постройки. Крайне удачное решение - срезанный угол и сад-курдонер, игра цвета кирпича (ныне, увы, практически невидимая из-за копоти), игра объемов - делает этот дом настоящей жемчужиной.
Адреса: Межигорская, 2 (Пищевик), Константиновская, 26 (Жовтень)
Проект: Кинотеатр “Жовтень” – архитектор Валериан Рыков, 1929-1930 гг, клуб “Пищевик” - архитектор Николай Шехонин, 1931-1933 гг
Первый киевский советский кинотеатр - Девятое Госкино, а затем “Жовтень”, и бывший клуб “Пищевик” на Контрактовой площади (ныне Киевский театр оперы и балета для юношества, или, как гласит вывеска, Музыкальный театр) обладают всем набором обязательных черт конструктивизма: круглые окна, скругленные объемы, асимметрия, светлая штукатурка.
Оба здания расположены рядом друг с другом, на Подоле. У обоих схожая судьба - через несколько лет после их постройки конструктивизм стал опальным стилем, здания были “улучшены” с помощью карнизов, колонн и пилястров. В 1980-х оба театра очистили от излишеств, вернув им первоначальный вид.
После злополучного поджога в 2014 году “Жовтень” стал даже лучше - ему вернули конструктивистские детали, привели в порядок и покрасили. В отличие от него, музыкальный театр выглядит не лучшим образом - уже несколько лет колосник здания “украшает” неуместное граффити, а со стороны Спасской сдержанную конструктивистскую красоту затеняет мурал на торце дореволюционного доходного дома.
Адрес: Мазепы, 3 и 5
Проект: И. Каракис, 1933-1940 гг
Сложно перечислить, что и где только не строил мэтр украинской советской архитектуры Иосиф Каракис. Гостиница в Луганске, множество проектов в Киеве, школы по всему Советскому Союзу, невероятные футуристические проекты жилых массивов в Киеве.
Двумя шедеврами Каракиса можно полюбоваться на Липках. Один из них - всем известный “дом-самолет” на Арсенальной площади. 10-этажный “небоскреб”, от которого по обе стороны расходятся 5-этажные крылья. Постконструктивистская форма здания тяготеет к классике, но признаки стиля - “геометрические” балконы и лоджии, горизонтальные окна - еще остаются.
Проект предусматривал строительство двух полуциркульных домов во второй линии застройки, вдоль которых бы была устроена прогулочная аллея с видом на Днепр и левый берег. По упрощенному проекту был построен лишь один дом, а аллея превратилась в заросшую лесом полузаброшенную дорожку.
Адрес: Институтская, 15/5
Проект: И. Каракис, А. Добровольский. 1936
Еще более “классичен” дом Украинского военного округа на Институтской. Абсолютно симметричный, монументальный, украшенный фризами на революционные темы, этот дом - что-то среднее между конструктивизмом, модерном и сталинским ампиром.
Характерная деталь дома - огромные угловые окна, неуловимо напоминающие витрины ЦУМа. Увы, уже в XXI веке дом был надстроен. Несмотря на попытку вписать 6 и 7 этажи в архитектуру здания, творение Каракиса было придавлено, а фризы потерялись на фоне стен новых этажей.
Адрес: Круглоуниверситетская, 2/1
Проект: архитектор Павел Савич, 1933-35
Последний дом из подборки, без которого не может обойтись топ киевского конструктивизма - жилой дом милиции на Круглоуниверситетской.
Явный постконструктивизм с комбинацией горизонтальности (в боковых секциях) и ранне-сталинской вертикальности в угловой, с робкими попытками декорировать стены и при этом совершенно не конструктивистской лестницей на углу.
Этот дом можно назвать младшим братом Дома врача. Он мог бы так же изящно срезать угол улицы, открыв городу и миру сад и большие светлые балконы, но вместо этого он неловко выставляет “гармошку” угловой секции. Здесь нет круглых стен и иллюминаторов, нет открытых дворов. Видно, что еще чуть-чуть, год-два, и из этого дома вылупятся номенклатурные гиганты вроде тех, что стоят на Институтской, а затем - и вовсе левиафаны Дома правительства и нынешнего МИДа.
Последний год “милицейка” и ее жители борются с застройщиком, решившим уплотнить 4-метровый пожарный проезд 6-этажным зданием. Под угрозой – жизнь жильцов и сохранность приятнейшего образца киевского конструктивизма.
Фото: gk_bank, Skaerman, Олег Тоцкий для Dream Kyiv, КП «Житлоінвестбуд-УКБ», nin_gen., И.Однопозова.