Как восстанавливать разрушенные войной города: 5 уроков Варшавы
Гжегож Пьонтек, польский архитектор, автор книги «Лучший город мира. Варшава на реконструкции 1944-1949», прочитал лекцию по истории восстановления польской столицы после Второй мировой. Мы записали ключевые тезисы.
История
По приблизительным оценкам за годы войны 44% всех зданий Варшавы были уничтожены, они не подлежали восстановлению. Еще 15% получили существенные повреждения, но были пригодны к реставрации. Немецкие войска уничтожили много достопримечательностей архитектуры.
Население города сократилось с 1 300 000 в 1939 году до 150 000 в 1945. Более миллиона горожан стали беженцами, или погибли. Сразу после завершения войны сотни тысяч человек решили вернуться в город, и нужно было быстро решить проблему с их расселением и восстановлением инфраструктуры.
Возобновление Варшавы было сложным и дискуссионным процессом. В первые годы над проектом работало более 900 архитекторов, инженеров и урбанистов, действовавших при «молчаливом согласии» с просоветским правительством послевоенной Польши. В то же время, они претворяли в жизнь те урбанистические идеи, которые активно обсуждали польские интеллектуалы еще в 20-30-х годах ХХ века.
Главная идея звучала так: «Мы отстроим нашу столицу лучше, чем она была раньше».
Урок 1. Учитывать не только пространство самого города, но и пригородные территории
Еще в 1934 впервые была представлена концепция развития Варшавы, согласно которой центр города имел прямое транспортное сообщение с разными пригородами, но на тот момент подобная идея казалась скорее научной фантастикой, чем стратегией.
После войны эта же концепция стала основой генерального плана: хаотично и плотно застроенный город с узкими улочками с одной единственной сквозной транспортной артерией получил совершенно другой вид и структуру: большие проспекты, транспортное сообщение между всеми районами и пригородами.
Урок 2. Восстановление города – возможность решить проблемы, которые накапливались до войны
В 1939 году Варшава имела много проблем. Среди основных: слишком большая плотность хаотической застройки, отсутствие генерального плана развития города, мало качественных публичных пространств, неэффективная транспортная система. А еще – расположение жилых домов в перемешку с промышленными предприятиями, заброшенные реки и исторические сооружения и настолько маленькое количество зеленых насаждений, что жители города «ходили в парки смотреть на деревья так же, как они смотрели на животных в зоопарке».
Проблемы накапливались из-за того, что в конце 19 – начале 20 веков население города стремительно росло. Строили новые дома, но застройщики делали это быстро, экономили на материалах и не думали о том, как с таким количеством домов и людей справится инфраструктура города.
После Второй мировой, хоть и в связи с трагическими событиями, но архитекторы получили карт-бланш на перепланировку города, создание и реализацию нового видения.
В основе его лежала идея разделения города на «монофункциональные пространства». Сейчас этот подход считается дискуссионным, но на тот момент он позволил существенно улучшить уровень жизни в городе. Варшаву поделили на зоны: жилые массивы, зоны с университетами и музеями, промышленные зоны… Все они отмежевывались друг от друга «зелеными поясами» (обилием зеленых насаждений) и объединялись транспортной инфраструктурой.
Это позволило сократить плотность населения в центре в несколько раз и разгрузить его.
Урок 3. Восстановление города всегда должно учитывать перспективу в десятки лет
Решения, которые принимались после Второй мировой, влияют на уровень жизни сейчас. Современная система велосипедных дорожек Варшавы стала возможной потому, что еще тогда в плане города были заложены широкие транспортные проспекты: их строили «с резервом» для дополнительных трамвайных путей или для других видов транспорта.
Важны были и компромиссы. Генеральный план не всегда учитывал наличие в определенных районах уцелевших зданий. Но их все же не сносили, а адаптировали план застройки к каждому конкретному случаю. Тогда это делалось с чисто прагматичной целью: жилого фонда было мало, странно было бы разрушать дома, когда тысячи людей не имели дома. Через 30-40 лет эти же спасенные здания приобрели статус памятников архитектуры.
Урок 4. Право на разные концепции реконструкции разрушенных исторических зданий
В Польше начались дебаты о том, как поступить с разрушенными памятниками архитектуры: имели ли потомки моральное право на реконструкцию и какой именно она должна быть. В конце концов все же было принято решение в пользу реконструкции.
Возникло несколько направлений. Один называли «Canalettoisation»: говорилось, что архитекторы воспроизводили здания не в том виде, какой они имели на момент разрушения, а в более идеализированном виде, какими они были на пейзажах художников.
Таким образом, восстановили, например, костел Святого Александра.
Ян Захватович был вдохновителем восстановления Старого города в Варшаве. Одна из самых интересных его работ – реконструкция Собора Иоанна Крестителя. Собор 14 века многократно перестраивался за время своего существования. Ян Захватович пытался по разным архивным документам воспроизвести первоначальный вид здания, как оно выглядело 500 лет назад: в результате фасад был построен в стиле так называемой сверхвислянской готики.
Реакция современников на такое решение и на весь проект восстановления Старого города была неоднозначной. Но в конце концов воссозданный Старый город был включен в Перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Урок 5: Повторное использование материалов
После войны город столкнулся с отсутствием достаточного количества строительных материалов: помощь других стран была меньше, чем можно было ожидать. Поэтому строители использовать все, что могли найти среди руин: для создания бетона перемалывали строительный мусор, дома возводили из бетона с примесями разбитого кирпича и т.д.Но главный урок заключался в том, что даже при таких условиях среди многочисленных вызовов, которые нужно было решать здесь и сейчас, у города был генеральный план развития. Пусть и с некоторыми компромиссами, но Варшаву восстанавливали согласно ему. Не все было идеально, но это заложило основы для того, чтобы Варшава была комфортным для жизни городом на протяжении десятилетий.
Фото: Victor Malyushev, Iwona Castiello d'Antonio, Alexey Soucho, Ewa Faryaszewska, Valentyn Chernetskyi/Unsplash