Автор музыки для сериалов «Доктор Хаус» и «Теория лжи» Fink, одна из лучших британских групп 2015 года Bring Me The Horizon, известные бельгийские музыканты Balthazar, электронщик из Берлина Apparat, британцы Everything Everything, Hurts и Slaves, калифорнийские рокеры The Neighbourhood. В этом сезоне в Киеве прошла серия громких концертов.
А уже этим летом в Киев снова ворвутся Red Hot Chili Peppers и Muse, выступит британский соул-музыкант Kwabs, а в апреле – лондонский электронный дуэт Monarchy. Это не считая регулярных концертов украинских молодых групп и музыкантов.
Мы спросили у организаторов концертов и музыкальных журналистов, действительно ли Киев становится интересен мировым исполнителям и стоит ли ждать хороших новостей в будущем.
В ближайшие годы нас ждут преимущественно концерты групп второго эшелона. Но мы пытаемся немного исправить ситуацию.
Дмитрий Сидоренко, владелец клуба Atlas
В первый год после Майдана у некоторых иностранных артистов в Украине элементарно не срабатывала страховка (особенно после того, как сбили первый самолет над Донбассом). А для многих западных звезд и их менеджмента – это критическое обстоятельство.
К тому же, многие украинцы психологически еще не были готовы развлекаться. Поэтому концертов было мало. А из-за нестабильного курса валют сложно было прогнозировать, получится ли вернуть хотя бы инвестированные в концерт деньги. Многие не воспринимали новые цены на билеты. Но в конце 2015 – начале 2016-го ситуация начала меняться. Пришло понимание, что у западных звезд гонорары измеряются в валюте, и именно поэтому, а не из-за жадности организаторов, цены на билеты стали в 2-3 раза выше.
Спрос на выступления заграничных артистов возвращается, а значит и крутые группы будут приезжать всё чаще. Назревает тенденция концертов средней величины – где-то от 1000 до 3000 человек.
Прошлогодний Atlas Weekend
Возить в Украину группы первого эшелона с миллионными гонорарами сейчас заведомо убыточно. Те несколько организаторов, которые привозят таких артистов, делают это сугубо ради того, чтобы выиграть оффер и сделать тур по всему СНГ. Потери от концертов в Киеве в таком случае перекрывают другими городами. В то же время групп с доступными гонорарами и реальной возможностью собрать хотя бы Дворец Спорта не так уж и много.
К сожалению, в нынешней экономической ситуации Киев не очень интересен иностранным группам. Если сравнить гастрольные графики в Украине и, например, Польше, это становится очевидным.
Поэтому в ближайшие годы нас ждут преимущественно концерты групп второго эшелона. Но мы пытаемся немного исправить ситуацию, и на фестиваль Atlas Weekend привезем сразу несколько десятков западных артистов (всего будет около 130 групп на 5 сценах). Надеемся, это что-то изменит. Тем более, у нас очень хорошие цены на билеты.
Поскольку для иностранных туристов Киев – экономически привлекательный вариант, мы надеемся через несколько лет получить стабильный серьезный трафик не только из СНГ, а и из стран Европы.
Концерт The Neighbourhood в Atlas
Очень жаль, что наша власть никак этому не способствует, а только кормит обещаниями. Не теряем надежды на то, что в ближайшие годы всё изменится. Ведь, в первую очередь, сам город Киев может на этом хорошо зарабатывать.
У зарубежных артистов появилось больше доверия к Украине, что дало возможность включать ее в гастрольный график.
Евгений Кибец, арт-директор клуба Sentrum
В первую очередь, за два года на ноги встали организаторы, которые всё это время ничего не могли делать из-за ситуации в стране. То же самое касается публики. Люди снова начинают ходить на концерты.
Судя по публикациям в прессе, обстановка стабилизировалась – и у (зарубежных – авт.) артистов появилось больше доверия к Украине, что дало возможность включать ее в гастрольный график.
Концерт в Sentrum
Пока ситуация с концертами зарубежных артистов в Украине останется на том уровне, на котором она есть. В лучшем случае. Поскольку в Киеве, к сожалению, все еще нет достаточного количества площадок, которые могут принять многих артистов. Это большая проблема.
Что касается артистов, которые не ездили в Украину по политическим причинам или по причинам безопасности, то они до сих пор отказываются сюда возвращаться.
В Украине есть много качественной музыки. Но не все артисты собирают залы. А возить по кругу одних и тех же неинтересно.
Ян Шкуро, ивентор
В последние два года нашим гражданам было не до концертов мировых звезд. Да и ситуация в Украине не была безопасна. Сейчас же мы прошли этап борьбы, стали сильнее, и готовы жить дальше, в реалиях, которые нас окружают.
На фоне большого количества музыкальных фестивалей в прошлом году, особенно взрывного успеха Atlas Weekend, стало очевидным то, что в Украине есть много качественной музыки. Но, к сожалению, не все артисты собирают залы. Возить же по кругу одних и тех же неинтересно.
Slaves в Sentrum
В то же время в Киеве осваиваются новые локации, которые создают новый формат концертов. Арт-завод Платформа, ВДНХ, Sky Family Park возвращают в столицу формат open air. Есть хорошие крытые площадки – Atlas, Forsage, Sentrum, Bel Etage, которые все чаще привозят зарубежных артистов.
Все идет к тому, что Киев и Украина будут больше и больше привлекать музыкантов и их поклонников.
Как бы нам ни хотелось стать центром вселенной, без позитивных изменений в экономике/политике/качестве жизни внимания к нам будет не больше, чем к любой стране постсоветского пространства.
Сергей Малецкий, директор концертного агентства H2D
Ситуация с концертами и музыкальными фестивалями в целом неплохая. Мероприятий много, мы видим частые надписи Sold-out на афишах, что не может не радовать.
К нам вернулись имена первой величины, и артисты уже стали терпимей к Восточной Европе. Но хотя сейчас мы и видим рост, я уверен, что он закончится в тот момент, когда начнутся серьезные колебания на валютном рынке. А если ситуация с валютой будет стабильной, 2016 год подарит нам ещё много новых и интересных имен.
К сожалению, у самих западных звезд интереса к Украине никогда не было, и в этом году фундаментальных изменений не предвидится. Как бы нам ни хотелось стать центром вселенной, без позитивных изменений в экономике/политике/качестве жизни внимания к нам будет не больше, чем к любой другой стране постсоветского пространства.
А вот спрос на западных артистов в Украине увеличился по сравнению с 2015 годом. Но и популярность украинской музыки также продолжает только расти.
Организаторы особо не рискуют – все стараются выехать на проверенных музыкантах, которые выступали уже не раз.
Сергей Яценко, сооснователь арт-клуба Closer
В клубной сфере все стало только хуже, чем было. Вроде бы и чувствуется общий подъем, люди хотят что-то делать, но в текущей экономической ситуации это сложно. После Closer новых крупных концертных площадок так и не открылось. Мелкие проекты вроде 56 или Otel работают достаточно успешно, собирая свою аудиторию, но это не те масштабы.
Одна из основных проблем – экономическая. Многим посетителям банально сложно платить высокую цену за вход. Другая проблема – скорее общеобразовательная. Например, далеко не все понимают, что такое Closer, какой бывает электронная музыка и для чего она нужна.
Альт-саксофонист и рэпер Соуэто Кинч в Closer
Если говорить о концертах, то в этой сфере все же что-то происходит, есть несколько площадок в городе, которые стараются конкурировать. Но организаторы особо не рискуют – все стараются выехать на проверенных музыкантах, которые выступали уже не раз. В итоге со стороны кажется, что концертов в Киеве очень много, но когда я пытаюсь мониторить, куда пойти, ничего выбрать не могу. Хожу на концерт в среднем раз в два месяца.
Украинская музыка выходит из условного «гетто», ее начинают воспринимать не как нечто сомнительное, а как самодостаточное и интересное культурное явление.
Алексей Бондаренко, основатель LiRoom
Конечно, на фоне затишья в концертной жизни, которое было в 2014 и 2015 годах, сейчас просто праздник какой-то. Дела на самом деле пошли намного лучше. Зарубежных артистов приезжает даже не несколько, а много – и самого разнообразного эшелона.
В прошлом году British Council и Sentrum рискнули и повезли в Киев молодую британскую кровь. В этом году к нам уже едут группы первого эшелона, а на европейских и американских «среднячках» – полные залы.
Концерт Hurts в Stereo Plaza
К тому же, в ситуации 2014-2015 годов был и плюс: люди стали обращать гораздо больше внимания на молодую украинскую музыку. И сейчас эта тенденция продолжается – украинская музыка выходит из условного «гетто», ее начинают воспринимать не как нечто сомнительное, а как самодостаточное и интересное культурное явление. А раз ходят на концерты, значит – поддерживают украинскую культуру денежно.
Еще одна принципиально важная тенденция – посетители концертов уже готовы мириться с новыми ценами на билеты. Сейчас цена в 200-500 гривен уже никого не пугает, хотя еще год-полтора назад при том же курсе доллара говорили бы, что организаторы «зажрались». Чем больше людей привыкает – тем больше ходит на концерты, а это хорошо для всех.
Событийных площадок становится больше – значит больше публики, которая хочет и способна оплачивать не только месячный рацион, шмотки и коммуналку.
Влад Фисун, диджей, журналист
В целом, в музыкальной сфере наблюдается безусловное «покращення». Многие концертные группы за последние летний и зимний сезоны увидели потенциал в публике и теперь будут вовсю атаковать – и в масштабах Киева, и, надеюсь, всей страны.
Если говорить о концертных локациях в Киеве, то к заманившей на ровное место (точнее, на заводские руины) «Платформе» присоединяется ВДНХ, который активно провел зиму, SkyMall, готовый не только отоваривать, но и веселить два огромных спальных массива, и «Олимпийский».
Также вовсю дружат между собой концертные клубы. И, конечно, поражает то, что солд-аут на артиста может быть и в понедельник.
Но Киеву очевидно не хватает большого и зрелищного спортивно-музыкального события. А еще хочется, чтобы события в зоне Труханова острова проходили цивилизованнее и выдавливали культурный слой генделей.
Влад Фисун
Возвращаются большие привозы – Prodigy, Muse, RHCP. Но это снаряды в ту же воронку, «верняки». И хорошо, значит, позже можно ждать и чего-то более рискового, такого, чего еще пока здесь не было.
Правда, о больших фестивалях в рамках города слышно только из Львова и из Каменца-Подольского. Но пока совершенно ничего не слышно о Харькове, Днепропетровске (кажется, Best City еще не заявлял о себе), Одессе (переехавший в Затоку «ДжазКоктебель» для одесситов фестивалем по сути не стал, они туда не особо ездят). Я говорю о мероприятиях, которые заставляют людей сесть в поезд и приехать в другой город.
Ghostpoet в Киеве
В целом, надеюсь, этот год мы проведем без больших концертных и фестивальных влетов. Конечно, хорошо, что событийных площадок становится больше – значит больше публики, которая хочет и способна оплачивать не только месячный рацион, шмотки и коммуналку.
Интерес к прогрессивной украинской музыке будет расти до определенного момента – ему не перекрыть ни артистов канала М1, ни нафталинного жанра – да и не надо. Пусть все будут счастливы в меру витиеватости извилин и ходят посмотреть, что у соседних миров за забором ради интереса.
Пока рано говорить о расцвете концертного рынка – курс валют ждёт за углом с топором – но положительные изменения есть.
Сергей Кейн, главный редактор Comma
Украинцы всё чаще расценивают концерты как способ приятно провести вечер. Они готовы покупать билеты, ходить на незнакомых артистов даже в будние просто потому, что их посоветовали друзья или похвалил любимый музыкальный сайт Comma. Взамен зрители получают эмоциональный заряд, и это входит в привычку.
Афиши клубов Sentrum и Atlas расписаны на месяцы вперёд, авантюра British Council с привозом молодых и прогрессивных британских музыкантов пользуется успехом, а летом нас ждёт два грандиозных фестиваля за одну неделю – U-Park и Atlas Weekend. Безумие, правда?
Концерт Balthazar в Sentrum
Пока рано говорить о расцвете концертного рынка, – курс валют ждёт за углом с топором, готовый срубить благодатные процессы под корень – но положительные изменения есть. Понемногу растёт спрос и осторожно откликается предложение.
Что касается тенденций – чаще возникает потребность в площадке на две-три тысячи человек, где-то между Sentrum/Atlas и Stereo Plaza. Из свежих примеров – билеты на The Neighbourhood в Atlas продались за считанные дни. А если бы концерт перенесли в зал побольше, желающие увидели бы любимую группу, а организаторы получили бы сверхприбыль, которая добавила бы уверенности в следующих рисковых привозах передовых артистов.
Ну, и важно подтягивать к концертному бизнесу регионы, потому что другие украинские города тоже должны быть частью инфраструктуры со своими толковыми площадками и интересом к концертам.
Фото: Радио Аристократы, Alyona Voynovskaya, Kool D Ua, Atlas Weekend, SENTRUM, Closer, Женя Люлько/liroom.com.ua