В сентябре состоялась первая встреча Music Hub – новой платформы, созданной для взаимодействия деятелей музыкальной индустрии в Украине. Обещают проводить регулярные встречи, совместно обсуждать и решать проблемы отрасли.
Среди спикеров стартового мероприятия были представители перекочевавшего в этом году в Черноморск Koktebel Jazz Festival, Respublica Fest в Каменце-Подольском, закончившегося ураганом Z-Games, переехавшего на Платформу Гогольfest и крупнейшего фестиваля Atlas Weekend.
Их организаторы рассказывали о своих проблемах, их причинах, о результатах и надеждах. Мы собрали лучшие цитаты, которые объясняют, как сейчас обстоят дела с музыкальными фестивалями в Украине.
В связи с Черноморском сразу же вспоминается “Золотой теленок”, и я за время фестиваля еще раз выучила это хрестоматийное произведение. Но по итогу Черноморск оказался удобнее и лучше Затоки.
У нас запрещено слово “проблема”, мы его заменяем словосочетанием “новая возможность”. Такие новые возможности мы открываем практически каждый год.
На этот раз у нас появилась такая новая возможность благодаря изменившемуся месту проведения фестиваля. Сначала город сказал “Да”, а потом помощница мэра перепутала нас с Казантипом. Пришлось долго доказывать, что мы не верблюд.
У нас запрещено слово “проблема”, мы его заменяем словосочетанием “новая возможность”. Такие новые возможности мы открываем практически каждый год.
Звучали фразы “Невозможно пустить в Дворец культуры такую развратную, идеологически вредную музыку, как джаз” и “Видели мои родственники ваш фестиваль: все ходят голые, музыканты наколотые и вообще у вас там черт знает что происходит”. В общем, на третий день они разобрались, что мы не Казантип.
Нам разрешили зайти на заброшенную турбазу, при этом сказали, что нас не знают и видят впервые, поэтому мы должны заплатить за все. Впервые в жизни я платила за то, чтоб зайти на заброшенную территорию и иметь возможность убрать ее.
В лайнап я не вмешиваюсь, я отдаю это на откуп профессиональному экспертному жюри и публике. Единственное, хотела бы сказать музыкантам, что у нас прием заявок обычно открыт довольно долго – 2-3 месяца, и я не понимаю, почему все хотят присылать их в последние два дня.
Звучали фразы “Невозможно пустить в Дворец культуры такую развратную, идеологически вредную музыку, как джаз”
Есть хорошая новость – 3 миллиарда гривен заложили на культуру в бюджет следующего года. Но есть еще одна новость: 576 миллионов из этих денег – это бюджет институтов культуры, а их у нас в стране 68, плюс 5 национальных училищ. Специальность, которая называется “менеджмент культурно-зрелищных мероприятий”, есть в 22 из этих вузов. Но я не знаю чему их там учат, честно, мы этих выпускников точно не видели.
В этом году у нас впервые не было дождя, и люди, видимо, почувствовали это, так что на фестиваль приехало около 10 тысяч человек.
Мы решили прыгнуть выше своей головы: привезли 100 исполнителей и сделали 5 фестивальных локаций. Судя по отзывам, людям понравилось. Даже продали уже часть билетов на следующий фестиваль. Но если затрагивать коммерческую сторону, мы не выгребли в этом году. Но считаем это финансовым вложением на следующий год.
Бюджет нашего фестиваля – это проданные билеты, у нас нет партнеров. Сделать большой фестиваль и отбить его только благодаря билетам – это супер-сложно. Если нас посетило около 10 тысяч человек, то из них тысяч 7 купили билеты. Довольно трудно оградить всю территорию фестиваля, поэтому любой местный или любой скаут может пролезть и попасть к нам на фестиваль бесплатно.
Сделать большой фестиваль и отбить его только благодаря проданным билетам – это супер-сложно
Проблема в том, что мы делаем фестиваль в районном центре, где живет 100 тысяч человек. До 95 процентов посетителей “Республики” – приезжие. Мы понимаем, что нам надо как-то привлечь туристов, поэтому над лайнапом думаем целый год.
Лайнап – это, наверное, самая сложная часть фестиваля, а моя главная проблема в том, что я не могу сказать “нет” музыкантам.
Мы по-прежнему отбираем молодые группы путем голосования, может, это и не очень профессионально.
Лайнап – это, наверное, самая сложная часть фестиваля, а моя главная проблема в том, что я не могу сказать “нет” музыкантам.
В этом году мы впервые привезли иностранных артистов, хотя пока и не можем позволить себе топовых исполнителей. Зато мы стараемся приглашать тех музыкантов, которые могут стать топовыми года через 3-4.
Есть четыре города, которым мы сейчас помогаем, пишем для них проекты по фестивалям. Например, в этом году только в Хмельницком прошло четыре фестиваля. Да, они все проводились городскими властями и собрали по 100 человек, но там был хороший звук и хорошие артисты. В этом году они обратились ко мне и мы уже думаем, как на лето сделать там какой-то фестиваль.
Изначально “Республика” был социальным, арт-фестивалем, это был такой проект для города, который потом перерос в музыкальный. Просто мы поняли, что публике все наши остальные активности не особо интересны.
Я даже знаю, куда делся этот дождь, которого не было на “Республике”. В этом году мы попали во многие зарубежные новости и меня впервые пригласили выступать на FuckUp Nights. В общем, мы получили много нового опыта.
У нас основные музыкальные направления – хип-хоп и рок, и мы в этом году столкнулись с такой проблемой, что нам не хватает украинских артистов, чтобы закрыть эти форматы.
Можно легко представить, что думает менеджер среднестатистической зарубежной группы, когда вводит в Google адрес локации и видит Затоку.
Да, есть хорошие украинские артисты и в этих форматах, но к тому моменту, когда проходит наш фестиваль, лично я уже успел послушать их всех раза по три, как и наша аудитория. Поэтому трендовых артистов нет смысла приглашать с экономической точки зрения: цена у них высокая, а аудитории уже нет. В Одессе все так точно успели выступить до фестиваля.
Можно легко представить, что думает менеджер среднестатистической зарубежной группы, когда вводит в Google адрес локации и видит Затоку.
Фестивальных локаций или людей, которые бы стремились принимать на своих локациях фестивали, не так много. Платформа, например, один из качественных вариантов, но многие площадки – это просто дикое поле.
Нам нужна площадка на 10-20 тысяч человек, но, по большому счету, каждый раз мы стоим эту площадку заново: кладем инженерные сети, решаем вопросы с водой, парковкой. Само собой, строить постоянную площадку для фестиваля, который проходит раз в году, тоже не выгодно.
Многие фестивали сейчас находятся на околонулевом балансе и в большей мере надеются на то, что поменяется некая конъюнктура на рынке.
Тренд последних 2-х лет – практически все фестивали перешли на работу из кассы билетов, они не получают других дотаций. Поэтому контент стал больше зависеть от требований публики.
Многие фестивали сейчас находятся на околонулевом балансе и в большей мере надеются на то, что поменяется некая конъюнктура на рынке.
Странно, что меня не пригласили на FuckUp Nights, у нас факапов было больше, но в том масштабе, в котором проходил фестиваль, их невозможно было избежать.
Задержки по таймингу были из-за большого количества групп, которые мы подтвердили, и из-за небольшого времени, заложенного на их смену. Плюс частично нас подвели технические подрядчики. Но мы все учли.
Важно прийти к тому, чтобы фестиваль уже обрел свою атмосферу, свою душу. Чтобы у людей было желание не только приходить на хедлайнеров, а просто жить на этом фестивале несколько дней подряд, как это происходит на том же Sziget, например.
Всем, конечно, не угодишь, но если люди видят, что ты искренне что-то делаешь, то, в принципе, прощают ошибки.
То, что многие увидели на нашем фестивале только “Уличную еду” – это такое брюзжание, мне кажется. Ты или видишь бургер, или видишь офигенную выставку – такая оптика.
Я всегда все отдаю на аутсорс, у нас горизонтальная система фестиваля. Да и сам Гогольfest был задуман как место встречи разных проектов.
У нас в этом году был интересный экспириенс с Франковском – мы там провели Porto Franko Gogol Fest. Получилось очень круто, потому что это не была интервенция, когда арт-менеджеры из Киева приехали и стали рассказывать, как надо жить. Франковск фактически присвоил себе этот фестиваль.
Кроме того, мы начинаем сейчас такой амбициозный проект – культурная столица Украины, по аналогу с европейской инициативой.
То, что сейчас проходит такое количество фестивалей, это круто, потому что люди дерзают, пусть даже и делают ошибки.
Фото: Ольга Закревская, Arsen Dzodzaev, repor.to