Мы продолжаем серию материалов о фотографах, которые снимают город, а также о художниках и дизайнерах, работы которых посвящены Киеву.
В этом выпуске - Алексей Кондаков, автор серии коллажей 2 Reality. Наверняка многие видели созданные им изображения, на которых герои классических картин оказывались в Киеве в типичных ситуациях - в переходах, на рынках, в метро и маршрутках.
Начиналось это все как шутка, сейчас же о проекте успели написать крупные зарубежные СМИ, а Леша готовится к своей дебютной выставке. Кстати, первые открытки с коллажами Кондакова уже отпечатаны.
На лекции проекта “Варті імена” дизайнер рассказал о том, как он создает свои работы и в чем, по его мнению, успех коллажей.
Ничего не предвещало, что я буду рисовать. Родом я из Донецка, папа - шахтер, мама - инженер. Увлекся изобразительным искусством только когда старшая сестра начала учиться в художественном училище. Мне нравились цельные образы, поэтому я решил поступить туда же на графический дизайн.
Потом был переезд в Киев, работа, различные конкурсы. Кстати, единственное, чем я мог быть известен до этих коллажей - победа в конкурсе дизайна футболок на тему АнтиСПИДа.
Как-то во время перерыва на работе, когда я по-привычке просматривал различные блоги, наткнулся на работу художника Цезаря ван Эвердингена. На ней была изображена компания, которая пьет вино. Подумал: о, так они развлекались тогда не хуже нас. Ассоциация родилась в доли секунды - представил себе типичную картину с киевской компанией и решил сделать коллаж. То есть, сначала просто для себя, но получилось неплохо и захотелось его кому-то показать.
Но еще в художественном училище нам всем завещали, что любые работы лучше воспринимаются и запоминаются в сериях. Так что задумал сделать еще пару подобных коллажей и опубликовать.
Дальше нашел еще одну картину с веселящейся компанией. Все наверняка встречали такую шумную гурьбу, так что ассоциация тоже родилась сразу. Решил поместить ее в подземный переход - там она еще громче звучала бы.
Дальше был Давид Караваджо - тоже поместил его в переход. Условно это такой себе продавец, который собирает то, что осталось к концу трудового дня - знакомая картина.
Переход я сфотографировал, когда возвращался поздно вечером из кино, так что там как раз было пусто. Снимаю я только на телефон, ничего сложного.
Надо было как-то назвать папку с этими коллажами, и сразу придумалось 2reality. Потом появилось много народных названий этого проекта, но это было самым первым.
И вот картины уже можно было публиковать. До этого я не очень активно присутствовал в соцсетях: Вконтакте мог разве что музыку послушать, Facebook мне казался суперскучным, там постоянно кто-то был не прав. В итоге все же запостил коллажи и отправил своему товарищу, который ведет популярный паблик “Неинтересный Киев”. И началось - сообщения, репосты, новые друзья, внимание.
Может, я когда-то и мечтал об успехе, как все, но точно не ожидал такого отклика.
Часто спрашивают, как происходит творческий процесс: нахожу ли я сначала картину, а потом локацию, или сперва делаю снимок, а потом ищу персонажей.
Бывает по-разному. Могу просто сфотографировать что-то во время прогулки, а потом через несколько месяцев увидеть картину и понять, что ситуация на ней как раз подходит для уже снятой локации. Или могу несколько часов просидеть, пересматривая все эти картины, а потом решить, что ради конкретного коллажа нужно поехать в определенное место и снять именно его.
То есть, никакого суперкреативного процесса нет. Просто смотришь и сразу же представляешь себе ситуацию, сопоставляешь образы. Подобные проекты - это хорошая тренировка ума.
Чтобы понять, удачным ли вышел коллаж, нужно его кому-то показать. Если человек сразу понял, о чем он - удалось. А если приходится объяснять, почему ты такого персонажа поместил туда-то и что хотел этим сказать - работа неудачная.
Мне еще где-то на второй публикации предрекали, что скоро это все закончится. Но находить материал стало для меня уже своего рода квестом.
Я пробовал и немного другой формат - сделал стикер, который наклеил на дорожный знак. Там изображена компания, сидящая за столом. Когда ты выходишь со своим творчеством на улицу, ты уже таким способом формируешь городскую культуру. Например, приедет какой-то турист в Киев и пойдет фотографировать эту работу или будет с кем-то встречаться не возле памятника, а возле какой-то картинки.
О своих героях
Почему-то принято считать, что все герои моих коллажей их эпохи Ренессанса. На самом деле, из Возрождения я взял всего около трех работ, а остальные картины - это салонная живопись, они были написаны чуть больше ста лет назад. Правда, я сам про салонную живопись узнал уже в процессе создания коллажей.
Почему это часто какие-то мифологические герои? Просто они хорошо смотрятся в привычном нам окружении, ведь контраст всегда привлекает внимание. Мы видим типичную ситуацию - веселая компания выпивает на улице, и хотя это какие-то итальянцы из другой эпохи, понимаем, что ведут они себя практически так же, как и мы.
Почему-то принято считать, что герои моих коллажей все их эпохи Ренессанса. На самом деле, из Возрождения я взял всего около трех работ, а остальные картины - это салонная живопись, они были созданы всего чуть больше ста лет назад.
Когда я увидел интерес к проекту, решил, что, конечно же, буду продолжать. Для второй серии поехал на Петровку, погулял там и сделал несколько коллажей со скучающими женщинами, целующейся парой и важными послами у ларька.
После этого просто по дороге сфотографировал переход на Арсенальной. Может, не все помнят, но там раньше постоянно сидел мужчина, играющий на аккордеоне. Сейчас его уже нет, и я надеюсь, что по уважительным причинам и у него все хорошо. Поэтому решил символично разместить на его месте героя с арфой.
Как-то я просто гулял и увидел двор на Печерске с одиноко стоящим стулом, потом со скуки нашел подходящее изображение и сделал коллаж.
Или был на Демеевском рынке и сфотографировал прилавок с черешней. Получился коллаж с замечтавшейся продавщицей. Перед этим мне как раз неправильно дали сдачу, так что это очень типичная ситуация с невнимательными продавцами.
А однажды ехал с Караваевых дач и по дороге сделал несколько снимков в трамвае и с трамвая. Потом, правда, пришлось еще раз проехаться, чтобы фото получились как надо - бывают и такие осложнения.
Зато в итоге сделал коллаж с подуставшей семьей, которой нужно возвращаться домой, но она просто не может сесть в трамвай по понятным причинам. И еще одну работу с шумной компанией в трамвае. Мне потом даже в комментариях писали, что это они возвращаются с корпоратива. Ну, не знаю, бывают ли такие близкие отношения на работе, но кто как видит.
Чтобы закончить эту серию, я решил не отделываться дежурной фотографией, а поехал на последнюю станцию метро и сфотографировал пустой вагон. В итоге получился коллаж, который больше всего и растиражировали в зарубежных блогах и СМИ.
На волне популярности моих работ я стал задумываться, почему же так происходит. На самом деле, я и сейчас не до конца осознаю, но, конечно, есть довольно очевидные предположения.
Первое - это понятность образов в мох работах. Например, все спали где-то в общественном транспорте или видели таких людей.
Втрое - близость к вечности. Вот Божья Матерь с младенцем в метро, и она может ехать рядом с тобой. Или эта картина из того же вагона, в котором ты ехал вчера или будешь ехать завтра.
Еще привлекает дух времени - объединение старого и нового, классического и модного.
Одна из версий, почему проектом заинтересовались зарубежем - это геополитическая ситуация. В последнее время из Украины очень мало хороших новостей.
Во время одного интервью при обсуждении моих работ прозвучала формулировка “поэтизация треша”. Да, действительно, мы живем с этим всем, и это никуда не денется. Есть люди, которые ходят в трешовые забегаловки, возможно, потом их дети будут ходить в такие же трешевые бары. Или начнут ходить в модные бары. Но пока мы живет в такой реальности, и ее нужно принять.
При обсуждении моих работ прозвучала формулировка “поэтизация треша”. Да, действительно, мы живем с этим всем, и это никуда не денется.
Кстати, был период, когда у меня из-за такого трешового бара поломалась челюсть. И телефон не работал. В общем, я какое-то время не фотографировал, думал, угаснет интерес и все. Но потом отремонтировал телефон и захотел продолжать. Выложил новую серию - и опять понеслось.
Мне приятно было увидеть свои работы в каких-то блогах на Tumblr, которые еще пару месяцев до этого я сам листал для вдохновения. Многие зарубежные СМИ интересовались проектом и писали обо мне, но апофеозом стала публикация на CNN. Для меня это так важно, потому что в детстве у меня все “импортные” новости ассоциировались только с CNN. Такой себе привет из детства.
Когда я пытался осознать, откуда такой интерес, предо мной стал вопрос, искусство ли вообще то, что я делаю. Задумался, а вдруг это и правда что-то невероятное? Начал даже подаваться на различные премии.
Многие зарубежные СМИ писали обо мне, но апофеозом стала публикация на CNN. В детстве у меня все “импортные” новости ассоциировались только с CNN. Такой себе привет из детства.
Но в какой-то момент понял, что нет в этом ничего особенно и концептуального. Просто проект у меня получился народным. Конечно, лучше бы я это осознал раньше, потому что было невероятное количество предложений сделать выставки, тиражировать изображения - напечатать их на холстах и использовать как домашний декор, например. Но я тогда думал - какой еще домашний декор, мои работы - это же что-то гениальное!
А ведь на самом деле хорошо, что люди хотят покупать открытки с моими коллажами, или повесить их у себя дома на стене - значит, они им близки и понятны.
powered by lun.ua