В последнее время в Киеве появляется все больше ярких ресторанов и баров с качественной кухней и продуманным дизайном. Интерьеры с бутафорскими колоннами, фейковой лепниной и псевдофресками, не имеющими никакой привязки к истории, уходят в прошлое.
На смену им создают пространства, выдержанные в стилистике минимализма, лофта и других современных направлений, в которых гостей привлекают открытые кухни, прозрачные витрины и чистые линии.
Киевские рестораторы – о причинах появления моды на монозаведенияУкраинский дизайн за несколько прошедших лет существенно изменился, о чем говорят награды профильных международных конкурсов и публикации профессиональных изданий.
Осенью 2017-го полтавский Shade Burger получил награду Restaurant & Bar Design Awards как ресторан с лучшим дизайном в Европе. Разработкой его интерьера занималась студия YOD design lab. В той же номинации были представлены еще 3 киевских заведения – «Гра з вогнем», BAO и Barvy. Тогда же интерьер кафе Orang+Utan попал в немецкую книгу о лучших дизайнах заведений.
Мы поговорили с создателями интерьеров знаковых локаций Киева о трендах в дизайне, заказчиках, тонкостях и сложностях работы, а также о любимых заведениях.
За последние несколько лет в Украине изменилось качество еды и отношение к гастрономической культуре. Люди стали много путешествовать, и у них развился вкус. Потому задача архитекторов и дизайнеров, в особенности тех, которые работают с public spaces, – создавать правильную атмосферу.
Зонирование, эргономика и освещение ресторана принципиально отличается от офиса или дома. Мы высвечиваем еду и превращаем весь процесс в шоу – как в театре, куда приходят, чтобы насладиться атмосферой и игрой актеров.Игра актеров в ресторане – это кухня. А интерьер – сценическое пространство, в которое мы погружаем человека. Посетитель должен захотеть остаться в заведении и поверить в то, что происходит «на сцене».
Сейчас востребован лофт, скандинавская стилистика и другие современные направления. Еще мне нравится такое «понятие» как миксология – грамотное смешение компонентов, позволяющее создать нечто новое и уникальное. Но здесь главное не переборщить. Это как в барной культуре: есть вкусные и качественные коктейли с гармоничным сочетанием. И есть эксперименты, результатами которых можно отравить. В интерьере точно так же.
Очень люблю Vinsanto, над которым мы работали, до сих пор дружу с владельцами.
Из работ коллег – бар The Fitz (Belenko) и бар мидий Kotelok (Kley Design) в Одессе. В Киеве – "Жизнь замечательных людей" (от Дмитрия Запорожца) и LoggerHead (YOD Design Lab). Это места, в которых соблюден баланс интерьера и кухни.
Не могу сказать, что есть какие-то заведения, которые я откровенно не люблю, но когда в ресторане основной акцент сделан на дизайн, а не на кухню и менеджмент – он не будет работать долго. Во всем должна быть гармония.
50 процентов успеха заведения зависит от интерьера, который является своеобразной этикеткой «конфеты». Если упаковка привлекательная, человек обязательно захочет узнать, какой у нее вкус.В отличии от других студий, мы работаем не только с дизайном, но и разрабатываем концепт в целом. Начиная с идеи, названия, логотипа, заканчивая интерьером и деталями его наполнения.Не уверены, что в этом сегменте вообще есть такое понятие, как мода или тренд, ведь все очень индивидуально.
Например, на последней Salone del Mobile в Милане было много росписей, принтов, латуни и оттенков глубоко зеленого цвета, но это не значит, что все бросятся лепить это куда попало. Напротив, намного интереснее придумать что-то свое, не массовое.Идеальный вариант – это когда человек понимает, что он хочет. Мы можем придумать все что угодно, но не факт, что это понравится его целевой аудитории.
Правильно, когда собственник имеет четкую картинку в голове и знает, что ему нужно. Но после того, как концепция утверждена, желательно, чтобы в рабочие процессы не вмешивались.Из заведений коллег нам нравится ресторан Odessa (YOD Design Lab), «Городской рынок еды» в Одессе (2B.Group) и Chiken Kyiv (Loft Buro).
Не любим бездушные сетевые заведения, потому что они заточены на бизнес и рассчитаны на поток. В них нет индивидуальности.
Мне нравится, как меняется гастрономическая культура Украины последние два года. Много экспериментов как с концептами самих заведений, так и с отделочными материалами в интерьере. Уровень украинских производителей мебели и светильников весьма вырос, наша студия в своих интерьерах использует 60-90% украинского производства.
FuckUp nights: украинские рестораторы о своих провалахОбожаю своих бывших заказчиков, почти со всеми мы дружим. Случается, что путешествуем вместе. Еще в начале сотрудничества мы находим общую волну, иначе не получается рождать и строить общую идею.
Иногда приходится отказываться от сотрудничества по банальным причинам, когда заказчик не знает, что именно он хочет, и речь не о дизайне, а о концепте самого заведения.От таких заказчиков много рывков во все стороны, долгие принятие решений, непонимание конечного образа своего гостя, постоянная смена в ТЗ. В итоге концепт получается не цельным, обычно такой проект существует недолго.С точки зрения баланса между концептом заведения и интерьером мне нравятся «Китайский привет» (2B.group), Orang+Utan (AKZ Architectura), LoggerHead (YOD Design Lab), Smørrebrød (Belenko) и Tin Tin (Loft Buro).
Cегодня качественный, практичный и просторный интерьер ресторана в скандинавском стиле будет более успешен, чем классический.Возможно, понятие «классика» и вернется в общественные интерьеры, но уже на качественно ином уровне, через время. Пока люди пресытились ею и хотят чего-то современного. По крайней мере, в Киеве.
Самые популярные стили сейчас – лофт и минимализм. Окончательно вышли из моды большие банкетные залы, которые стали уделом загородных заведений. Для ресторана в центре города – это просто нефункционально и нелепо, хотя раньше такие помещения создавались в ущерб концепции всего ресторана.Обычно заказчик рассказывает, где и для кого создает свое заведение, делится своим видением, если оно есть. Далее мы предлагаем свой концепт, в котором учтены все интересы «его аудитории».
Чаще всего заказчик принимает наши аргументы, но иногда принципиально хочет оставить какие-то элементы. Если примирение между мечтами заказчика и реальными задачами возможно, мы работаем. Если же мы видим, что заведения создается «для себя» и человек живет в «космосе», то сотрудничество невозможно и приходится отказываться.С точки зрения дизайна, кухни и атмосферы нам нравятся рестораны BAO и Odessa (YOD Design Lab), а также Vinsanto (Loft Buro).
В глобальном смысле будущее – за трендом «трушности», гармонии и соответствия внешней оболочки и ее содержания.Свою актуальность не теряют лофт и ар-деко. Над ними долго «издевались», создавая жалкое подобие интерьеров в этой стилистике, тем не менее они остаются в тренде последние несколько лет.
Большое влияние на тенденции оказывает мир fashion, течения которого «перетекают» в дизайн интерьера, диктуя моду на определенные цвета, фактуры и формы.
Невозможно сделать стейхауз в стилистике ар-деко, а кондитерскую со сладостями – в стилистике лофт.
ArchDaily назвал лучшие здания годаОба эти направления предназначены для другого, а подобное искажение не соответствует истории и изначальной функции. Это как панк, который вдруг надел смокинг. Можно в нем ходить, но во всем будет ощущаться дисбаланс.Основная разница в работе в Украине и Европе заключается в том, что там платят. У нас существует стереотип, что люди творческих профессий – это бомжи, и их труд оплачивается как-то по-другому или вообще не оплачивается.
Нанимая специалиста в любой европейской стране, заказчик прислушивается к его мнению, а не пытается навязать свое.
Там люди платят деньги за конечный продукт. А у нас – за бесконечный процесс.Из всего, что мы сделали, любимым остается бар «Окно», потому что он настоящий. Основной задачей было создать определенную атмосферу, не привязываясь к трендам. И нам очень приятно, что люди ходят туда не за едой или алкоголем, а просто отдохнуть и пообщаться с друзьями.
Из работ коллег нравится Mimosa и Under Wonder (оба от бюро Belenko), потому что Денис Беленко – мастер атмосферы и создания глубоких и интересных пространств.
Приятно, когда интерьер и кухня полностью синхронизированы друг с другом. Тогда все работает как надо.Не нравятся интерьеры, которые просто заставлены кучей дорогой мебели. Люди не видят эстетику в формах, текстурах и их компоновке, их интересует только дороговизна предмета. И им кажется, что если поставить кресло из кожи крокодила, это точно будет выглядеть хорошо.
Дизайн имеет важное значение, но если в ресторане плохой менеджмент и кухня – даже самый лучший интерьер не спасет его от провала.
Фото: личные фото героев материала, Facebook-страницы заведений