По клубам карантинные меры ударили едва ли не сильнее всего: сначала тотальный локдаун, запрет работать после 22 часов, а затем и карантин выходного дня. Мы расспросили владельцев и представителей трех киевских ночных клубов: Closer, Otel'и Keller Bar – о том, как они выживали в 2020.
Мы также перенесли фестивали Strichka и Am I Jazz? в онлайн. На мероприятие смогли посмотреть больше людей, чем обычно приходило. Однако формат живых фестивалей является незаменимым – нельзя сравнивать реальное присутствие друзей и просмотры в интернете. Возможно, мы будем делать трансляции в будущем, формат достаточно интересный, но не за счет реальных мероприятий. Если мы поймем, что у нас есть силы делать дополнительно трансляции, или это будет какое-то международное мероприятие из разных клубов, то мы готовы рассмотреть онлайн. Однако в целом это достаточно затратно. Мы все делаем вечеринки не ради просмотров, а для себя.
Сейчас мы хотели бы именно финансовой поддержки. Я понимаю: многие считают, что мы просто какие-то хипстеры и наркоманы. Но мы платим налоги и привлекаем множество туристов. Closer, Otel' и другие клубы считают лучшими в своей сфере. Есть иностранцы, которые знают об Украине только три слова: Чернобыль, Кличко и Strichka. Я считаю, это уже о чем-то говорит.
Было бы здорово, чтобы хотя бы отремонтировали дорогу. Чтобы когда туристы к нам приезжали, то не по помойке шли, чтобы им было приятно. Всевозможные работы по благоустройству территории вокруг должны выполняться из городского бюджета. А если государство не может ничем помочь, то, пожалуйста, пусть хотя бы не мешают и не вставляют палки в колеса.
Я считаю, что клубам стоит держаться вместе. Сейчас все действуют в одиночку, хотя мы и дружим, и ходим друг к другу на вечеринки. Так уж сложилось, что каждый в бизнесе сам за себя. Почти ни в одной сфере нет такого объединения, где собирались бы директора и вместе обсуждали проблемы, предлагали идеи. Вместе мы могли бы многое изменить: что-то написать, попросить помощи, привезти какого-то журналиста, который бы рассказал о текущей ситуации за рубежом. Когда ты один пытаешься что-то сделать, то часто все на этапе идеи и заканчивается.
У нас происходили частные мероприятия, корпоративы, дни рождения. Однако сейчас даже такие методы выживания очень ограничены во времени и в количестве.
Мы попытались запустить джазовые концерты с ограниченным количеством мест и соблюдением дистанции. Этот проект не стал финансово успешным, даже немного убыточным, однако его было интересно создавать: атмосфера, люди, музыка, свечи. Мы часто шутим, что шел 500-й день карантина, в мир возвращался джаз. Даже делали теннисный турнир. Все это было рефлексией, желанием занять себя, которое не имело коммерческой цели.
Так бы мы еще дальше тянули. Однако этот Новый год заставил нас ускориться, мы решили сделать то, чего никогда еще не делали – попросить о помощи.До этого мы сами решали все вопросы. И на то он и клуб, объединение людей, которые имеют определенные интересы. Здесь есть прямая заинтересованность людей в культуре и развлечениях, в месте, которое они могут посетить.
Уступкой можно считать то, что нам позволили накапливать этот долг, а не разрывали контракт, и еще скидку сделали. Мы не можем требовать большего, ведь бизнесы из некоторых сфер после локдауна успешно возобновили работу, и их могли бы пригласить на наше место.
Некоторым людям стало страшно приходить, но мне кажется, этого они и стараются достичь.Я был очень зол. Вместо того, чтобы заниматься своими делами, я общался с журналистами, писал заявления в ГБР. Это выбило меня из жизни на неделю. Мне стыдно перед собой за то, что избили моего знакомого Влада, который был в клубе в ту ночь, а я никак не смог на это повлиять.
У нас уже были рейды в 2014 и 2015: они были жесткие, но тогда они были официальными.Сейчас же все происходит без каких-либо разрешений. В Keller ворвались под прикрытием антинаркотического рейда, но никто не принес бумажку, подтверждающую законность этого действия. Полиция прикрылась антинаркотическим рейдом, чтобы просто ворваться в помещение. Это самое страшное.
К сожалению, мы не смогли развить этот формат максимально эффективно. Довольно трудно сконцентрироваться на творческом процессе, когда ты находишься в процессе строительства. Однако мы надеемся развивать дневные вечеринки в будущем. Мы сами посещали такие мероприятия в других странах, они были особенно популярны в Испании еще до карантина.
Наши люди, то есть клубная тусовка, привыкла, что вечеринки – это ночные мероприятия. Сначала посетители собирались только после семи, хотя мы начинали уже в два, а по-настоящему отдыхать начинали ближе к десяти, когда было время закрываться. Этот формат попал в страну очень неожиданно. Мы, наверное, еще просто не привыкли к этому.
До начала карантина выходного дня в пятницу, 27 ноября в Keller Bar ворвалась Нацполиция. К нам вломилось более 50 правоохранителей, а потом столько же следователей. Эта наша вечеринка стала, пожалуй, самой посещаемой. Мне очень жаль, что произошла такая ситуация. В тот вечер у нас отдыхала молодежь, а потом пришли представители полиции, которые вели себя максимально бесцеремонно: выбили дверь, повалили посетителей на пол и начали их обыскивать.
Тем не менее люди отреагировали очень спокойно. Мне нравится то, что наши посетители – это культурно взрослые люди. Мы предложили вернуть деньги за билеты, ведь люди не получили то, за что заплатили. Однако подавляющее количество посетителей отказалась, чтобы поддержать заведение, мы им за это очень благодарны.
Наемные работники – это огромные расходы, но здесь собираются друзья и единомышленники, и мы классно проводим время. Такие субботники всегда заканчиваются музыкой, барбекю и другими развлечениями.
Вместе мы построили летнюю площадку и переоборудовали нижнюю танцплощадку. На последней должен был быть уютный бар, как тогда, когда мы работали на Житнем рынке.
Однако карантин изменил наши планы, и наши люди помогли нам адаптироваться. Однако так не должно быть. Нам нужна помощь от государства. Мы – современный культурный центр, сюда приходят творческие люди, которые олицетворяют прогресс и создают что-то новое в государстве. За счет развития электронной музыки в Украине также развивался и туризм. Возможно, государственный аппарат еще не дорос до того, чтобы поддерживать нас, но мы стали визитной карточкой города.
Известные клубы такие как Village Underground в Лондоне, Wilde Renate в Берлине, Elsewhere в Нью-Йорке и другие начали собственные краудфандинговые кампании.
В Японии ночным клубам в период карантина выплачивают почти $ 5000 за каждые 10 дней. В стране не предусмотрены законы, которые дают государству право закрывать бизнес, поэтому они предлагают финансовое вознаграждение за соблюдение карантинных правил.
В США стали популярными виртуальные ночные клубы, где посетители платят от $ 1 до $ 80, чтобы получить доступ к zoom и стримам и послушать диджеев.
В Сингапуре ночные заведения могут получить грант на $ 50 000 или разовую выплату в размере $ 30 000. Такие выплаты привели к тому, что большинство владельцев клубов согласились с тем, что учреждения должны оставаться закрытыми для безопасности граждан.
Во Франции клубам предложили выплатить компенсацию в размере 20% от их прошлогоднего дохода или 10 000 евро, в зависимости от того, что выгоднее для того или иного заведения.
Фото: Саша Змієвець, npu.gov.ua, salon zur wilden renate, Keller.Kyiv, надані закладами