В пятницу в Киеве открывается временное художественное пространство Module of Temporality. В выставочном павильоне, созданном командой Balbek Bureau из контейнеров, представят работы 28 художников из разных стран мира. А для создания МОТ был использован металл из “Азовстали”.
Временность – здесь ключевое слово, а точнее ключ ко входу внутрь, а также понимание того, что там происходит. Почему? Объясняет Дмитрий Соболь, сооснователь Don't Take Fake, один из организаторов экспозиции.
Module of Temporality – это временное двухэтажное арт-пространство с экспозицией, в которой представлено 28 художников из разных стран мира: США, Португалии, Германии, Франции, Южной Кореи, Испании, Албании, и, конечно, украинских. Кроме художественных полотен и скульптур, здесь будут представлены инсталляции и аудиовизуальные работы.
Куратором экспозиции является французский критик и главный редактор издания Beaux Arts Фабрис Бусто, он со своей командой и вместе с нами работал над экспозицией, отбирал для нее художников, конечно, также и местных. Мы показывали собственные шорт-листы и предлагали, кого бы хотели видеть в экспозиции, они из них отбирали и дополняли достойными внимания на их взгляд художниками.
Для нас было важно привлечь международного куратора, прежде всего для того, чтобы в пространстве было в полной мере представлено международное сообщество. Дело в том, что экспозиция не связана напрямую с войной. Если бы это была ее главная тема, то, конечно, нужно было бы обязательно привлечь местного куратора, потому что вряд ли кто-то из-за границы может понять, что у нас происходит.
Началось все с того, что архитектурное бюро Balbek Bureau еще более десяти лет назад заказало выставочный павильон, который должен был быть создан из контейнеров. Тогда строительство по некоторым причинам не было завершено, но позже мы эту конструкцию выкупили, и Слава с командой взялись обновить проект. В течение восьми месяцев эта конструкция готовилась в месте, которое нам любезно предоставили партнеры.
Еще в начале войны склады компании Goodwine под Киевом вместе с большим количеством продукции были уничтожены, и они устроили распродажу уцелевших, так называемых «выживших» вин. Часть они перевезли в помещение своей локации М-82 на Межигорской, и когда мы пришли с идеей проекта, они нас поддержали, реорганизовали свой склад и предоставили нам помещение, где мы в течение восьми месяцев строили конструкцию.
Это эквивалент очень большой суммы денег, потому что они могли бы на этом заработать, но, как и ряд других украинских компаний, видят важность культурной составляющей для Украины, поэтому присоединились.
Когда Слава Балбек с командой только начинали готовить конструкцию, а это было более десяти лет назад, ее планировали использовать только в теплое время года – весной и летом. Соответственно, речь шла о стандартном размере контейнера: два с половиной метра высотой, столько же – шириной и длиной в шесть метров.
Как только мы решили, что это пространство будет работать в любое время и в любую погоду, нам необходимо было делать дополнительное утепление, вентиляцию, кондиционирование, остальные технические вещи. Потому появилось понимание, что необходимо поднимать потолки. Первый этаж мы повысили на 30 см, второй, на котором размещены основные коммуникации – на 50 см. Это была необходимость, чтобы люди могли чувствовать себя комфортно.
Создание этого проекта финансируется за счет наших собственных средств и отчасти средствами наших партнеров. Мы продаем билеты, а также товары в Gift-store, и по завершении экспозиции, то есть через три месяца, в одном из известных европейских аукционных домов проведем аукцион продажи этих работ.
Затем мы планируем создать что-то вроде специальной комиссии, куда будут привлечены представители культурной сферы и нашей команды, и все средства от продажи билетов, вещей в гифт-сторе и работ художников мы передадим в одну из арт-институций, какую именно – будем решать.
Сейчас невозможно сказать, что именно это будет – музей или художественная галерея, но восстановление украинских арт-институций – это общая цель, которую мы декларируем.
Этот символизм закладывался в целом в концепцию экспозиции. Понятно, что все в первую очередь выделяют металл из «Азовстали», потому что сейчас это название и эта тема – на поверхности, и в определенной степени это слово выглядит теперь вопиющим. Но нам не хочется на этом акцентировать, потому что в целом с этим связано много неприятного и болезненного, хотя и, безусловно, героического.
Как известно, завод «Азовсталь» был одним из крупнейших предприятий в мире, и когда в нашей задумке возникла необходимость повышения потолка, нам нужно было использовать этот металл. То есть получилась этакая стратегия Win-Win: и вроде бы случайно, и в то же время совпало с концепцией архитекторов, использовавших тот материал.
Временность – это когда ты не знаешь, что будет через час, например, сейчас может прозвучать воздушная тревога, а когда она закончится – исчезнет свет, или еще какие-то преграды случятся. Это влияет на твою жизнь, на твою работу, в общем-то на все.
И мы понимаем, что временность очень точно характеризует много разных современных понятий – временно оккупированные территории, временно разделенные семьи, временный статус беженца за границей. Когда существует понимание, что эти понятия – тоже временные, это дает надежду на успешное окончание этого этапа жизни – личной, нашей страны, истории. И веру в то, что мы победим, и дальше будем работать уже на восстановлением и улучшением нашей страны.
Фото: Виталий Юрасов, donttakefake.com