О советском модернизме в Киеве говорят уже не первый год. Модернизм в целом и брутализм в частности перестали быть “гадким утенком” архитектуры, все меньше людей считают здания, построенные в этом стиле, “советскими коробками” и “серыми стенами”.

Во второй половине XX века Киев приобрел несколько модернистских зданий мирового масштаба, впоследствии ставших достопримечательностями, ради которых приезжают даже зарубежные туристы. Это Крематорий на Байковом кладбище, гостиница “Салют”, “тарелка” Института информации на Лыбедской. Наберется и десяток шедевров советского уровня — дворец “Украина”, Украинский дом, гостиницы “Лыбедь” и “Русь”.

Обо всех этих объектах уже многое сказано и написано. Героями же этой подборки станут модернистские шедевры, обойденные вниманием горожан и исследователей архитектуры.

Здания Укравтодора и института Укрдорсвязь

Адреса: ул. Антоновича, 51 и ул. Академика Заболотного, 3
Архитектор: Авраам Милецкий

Здание Укравтодора

Авраам Милецкий знаменит прежде всего как автор Киевского крематория и гостиницы “Салют”. Также архитектор приложил руку к проектам гостиницы “Москва” (“Украина”) на Крещатике, парку Славы и автовокзалу на Московской площади.

В 60-х Милецкий удачно перестроился на новые течения в архитектуре. Построенные им в 1971-1976 годах здания лабораторного корпуса Министерства автодорог УССР (сейчас - Укравтодор) на улице Антоновича и института Укрдорсвязь на улице Академика Заболотного разительно отличаются от прочих административных зданий той эпохи.

Это не пластины-параллелепипеды со сплошным остеклением и горизонтальным стилобатом, а пластичные здания с множеством объемов, скругленными углами и нетипичными для советского “высотного” модернизма отдельными (а не ленточными) окнами. Обе башни скорее напоминают лондонский брутализм, нежели типичный советский проектный институт.

 

 

Здание Укрдорсвязи

Укрдорсвязь на Теремках отличается от Укравтодора на Антоновича небольшим количеством деталей: формой венчающей здание башни и “стекляшки” на ней и наличием стилобата. Оба здания отделаны серой штукатуркой, имитирующей необработанный бетон, типичный материал брутализма. К сожалению, здание Укрдорсвязи сейчас заброшено.

Музыкальная школа на Виноградаре

Адрес: просп. Гонгадзе, 9а
Архитектор: Эдуард Бильский

 

 

Жилой массив Виноградарь на северо-западной окраине Киева — уникальное явление в типовой советской архитектуре. Это авторский проект архитектора Эдуарда Бильского, пытавшегося создать идеальную среду для жизни.

Одно из крупнейших реализованных общественных зданий по индивидуальному проекту на Виноградаре — музыкальная школа на Синем озере, построенная в начале 1980-х годов.

Здание, по очертаниям напоминающее то ли лиру, то ли морское животное, расположено на берегу озера на краю леса. У него нет главного фасада, все стороны одинаково выразительны.

В фасаде главного входа есть что-то храмовое, над входной группой возвышается сдвоенный пилон, который мог бы быть звонницей. На ребристые боковые фасады, обращенные в сторону леса и жилого массива, выходят окна аудиторий.

К сожалению, первоначальная облицовка темно-красной плиткой была выполнена некачественно, и в 2000-х годах ее заменили на бежевую штукатурку, из-за чего школа утратила изначальный вид.

Универсамы на Оболони и Борщаговке

Адреса: Оболонская площадь, 6 и проспект Леся Курбаса, 6г
Архитекторы: Михаил Будиловский и И. Веримовская

 

 

Универсам на Оболони

Магазины самообслуживания (иначе - универсамы или супермаркеты) появились в нашей стране в начале 1970-х годов. До этого, как и в дореволюционные времена, в каждом отделе было бы по продавцу, которого нужно было просить достать тот или иной продукт, а затем оплачивать его отдельно от других.

Первые три универсама в Киеве городской исполком решил строить в новых районах — на Оболони и Борщаговке, и на Нивках, на проспекте Победы. Последний решили строить по общесоюзному типовому проекту в виде прямоугольного ангара. К работе над остальными универсамами привлекли архитекторов Будиловского и Веримовскую.

Универсам на Борщаговке: в советские времена и сегодня

Первый универсам в Киеве и по этому проекту открылся в 1973 году на главной площади Никольской Борщаговки, второй — на площади Дружбы Народов на Оболони в 1976 году.

Здания облицованы кирпичом “в пустошовку” — швы расположены на глубине, что создает дополнительный рельеф фасада. Объемы здания как бы спускаются каскадом к главному входу, стеклянные плоскости перемежаются кирпичными стенами. Внутри устроен двухэтажный атриум с балконами. Универсамы сохраняли первоначальный вид до 2000-х годов, пока они не вошли в состав одной из торговых сетей. После этого здания обшили цветной вагонкой и изменили интерьеры.

Жилой дом на площади Победы

Адрес: ул. Дмитриевская, 2
Архитектор: Михаил Будиловский

 

 

Еще один объект архитектора Михаила Будиловского находится на площади Победы, на улице Дмитриевской. Сейчас этот девятиэтажный жилой дом почти ничем не отличается от множества подобных девятиэтажек во всех районах Киева, но 40 лет назад его можно было сравнить с шедеврами Ле Корбюзье.

Весь объем дома (как и универсам, он облицован кирпичом “в пустошовку”) покоится на брутальных монолитных “ногах”. Это не каприз архитектора — дом стоит на водонасыщенных грунтах, и “ноги” здесь играют роль укрепления. Часть опор закрыты легкими конструкциями, внутри которых находятся кафе и магазины.

Фасады дома были не менее выразительны. Фасад, выходящий на площадь Победы, изогнут — каждая секция стоит под небольшим углом к соседней; а корпус на Гончара украшен балконами в шахматном порядке.

Жилой дом на Верхней улице

Адрес: ул. Верхняя, 3
Архитектор: Владимир Шевченко

 

 

Как мы уже убедились на предыдущем примере, в советское время строилось не только типовое жилье. И если в 70-х индивидуальные проекты от типовых отличались только качеством отделки и необычными конструктивными решениями, то к концу советской власти для номенклатуры строились целые модернистские дворцы.

Один из таких был построен в 1987 году около бульвара Дружбы Народов, на улице Верхней, по проекту архитектора Владимира Шевченко. Двухсекционный 18-этажный дом с множеством выступающих друг над другом объемов нависает над трассой. Дом стоит на склоне, из-за чего парадный вход расположен на третьем этаже.

Дом на Верхней и его ровесники — жилые дома на Днепровской набережной на Березняках, жилой комплекс на улицах Антоновича и Малевича, дома на Мельникова — представляют собой особый позднесоветский киевский стиль, не встречающийся более нигде в экс-СССР. Эти дома характеризуются членением на множество объемов, завершает их массивный, облицованный чаще всего коричневой плиткой куб. В этих домах неплохие по советским меркам планировки, строились они в основном рядом с центром города или в “элитных” районах того времени.

Фото: Лев Шевченко, Александр Шебанов, general-kosmosa, camrador, архив Эдуарда Бильского, архив Бурлаки, архив Михаила Будиловского, из альбома "Киев архитектурный", архив Алексея Быкова.