В Киеве 9 декабря пройдет второй эпизод фестиваля транс-музыки Club Styles Fest. Trance Edition, vol.2. Накануне мероприятия мы пообщались с людьми, которые помнят, как зарождалась киевская клубная культура.

Диджеи, MC и основатели культовых киевских клубов 90-х – начала 2000-х вспоминают лучшие вечеринки и музыку того времени.


Anna Lee, совладелец Club Styles Event, организатор Club Styles Fest, диджей и саундпродюсер. Играет в клубах с конца 90-х, одна из топ-диджеев Украины

О киевских клубах 90-х – начала 2000-х

У меня всё началось с клуба New York, где я была резидентом с 1996 года. Затем был River Palace и, конечно, Bingo – незабываемое место, откуда позже я ушла в свободное плавание как артист.

Самыми интересными местами для меня и моих друзей были Ultra и – позже – Opium. Это было яркое, незабываемое время, когда люди ходили в клубы на музыку, а не для того, чтобы сфотографироваться и зачекиниться.

Они знали, куда и на какое мероприятие идут. Было вполне нормально объездить за ночь несколько заведений – везде одновременно были "привозы" интересных артистов.

Клубы были битком набиты. Все знакомились и как-то намного теплее друг к другу относились, несмотря на разные предпочтения в музыке – атмосфера везде была невероятной!

О современной музыке

Будучи диджеем, я в разное время играла progressive, trance, speed garage и даже диско-хаус. Были разные эксперименты. Но уже долгие годы я продвигаю транс-музыку в Украине. Всё в музыке однозначно циклично. Спустя какое-то время всё возвращается, но каждый раз в новом виде, в более современном звучании, согласно тенденциям и новым возможностям саунд-инжиниринга.

С каждым годом звук всё плотнее и теплее. Это же касается транс-музыки, она снова возвращается, но уже с более крутым саундом.


Kon` (Алексей Кононов). Совладелец и арт-директор в Monotonik Records, диджей. В 90-х – один из самых популярных диджеев КаZантипа

О киевских клубах 90-х – начала 2000-х

Я окончательно перебрался в Киев в 2000 году. На тот момент клубов, специализирующихся на танцевальной музыке, было не так много. Из них я выделил бы два: более коммерческий "Бразилия", где играли различные виды хаус-музыки (я долгое время был там резидентом), и более андеграундный Ultra, славившийся своими афтепати.

После закрытия "Бразилии" флагманами хаус-формата в свое время становились "ПаТиПа", "Чайковский" и "Царь", в то время как на андеграунд-сцене лидировали "Опиум", "Кайф" и "Ганеша". Именно тогда начала зарождаться программа клубных мероприятий, ставшая сейчас привычной. В киевские клубы стали приезжать именитые зарубежные артисты, ведь в начале нулевых играли в основном лишь резиденты и гости из ближнего зарубежья.

В 2001-2004 годах мы с Димой Слукиным из Party Salon Agency периодически организовывали яркие и атмосферные мероприятия в ресторанах, барах и даже на корабле, пришвартованном у причала речного порта на Подоле. Там всегда было весело и можно было встретить весь цвет клубного бомонда.

Самое яркое воспоминание

Помню, на мой день рождения в 2003-м мы устроили вечеринку, и в качестве флаеров раздавали запечатанные консервные банки с этикетками "Свежая конина". Самое смешное, что многие открывали эти банки в надежде найти там что-нибудь особенное. Но они были пустыми.


Роман Авдышев, один из основателей клуба Ultra

О киевских клубах 90-х – начала 2000-х

Раньше (в клубной жизни. – Ред.) все было ровно таким же, как и сейчас, только без SMM. Люди всегда хотели тусить, "клубиться", танцевать, просто отрываться на выходных. Не было соцсетей, но интернет в начале 2000-х уже активно использовался для промо и рекламы.

В начале 2000-х самыми популярными клубами были Ultra”, “Сайгон”, “Бразилия”, “Синема”. В середине 2000-х – “Опиум”, “ПаТиПа”, ”Чайковский”, “Ганеша”. Еще позже – “Саксон”, “Форсаж”, “Кайф”, “Оранжерея”, “Арена”.

Самое яркое воспоминание

Из интересных случаев помню такой: классика жанра – уснувший за проигрывателями диджей из Германии.

После обильного возлияния немец, главный гость вечеринки, не рассчитавший свои силы при употреблении спиртного, во время сета стал засыпать прямо на диджей-плейсе. При этом он руками задевал пластинки, от чего музыка на несколько секунд останавливалась, чем будила героя этой истории.

После нескольких таких эпизодов диджей крепко уснул, и музыка остановилась. А публика стала его будить, хором громко выкрикивая его имя. Я бы сам не поверил, но когда вышел в зал, застал именно такую картину – МС бодро просит людей поддержать артиста и вывести его из спячки, музыка остановилась, немец, опёршись на проигрыватели, спит. Его увели со сцены, уложили спать, заменили другим диджеем. Проснувшись, немец играл бодрое техно до утра и уже не давал заснуть другим.


DJ Light, начинал в Bingo, позже играл в самых разных клубах, включая “ПаТиПа”, “Кайф”, “Чайковский”. Продолжает активно гастролировать в Украине и за рубежом

О киевских клубах 90-х – начала 2000-х

За последние 20 лет в Киеве появлялось и исчезало множество ночных заведений, в которых было действительно круто, и сейчас мне очень приятно встречать лица из того времени. Чаще всего вспоминают клубы Opium, “Чайковский”, “Кайф”, “Ганеша”. В каждом из них была невероятная атмосфера. Играли тогда только с пластинок – флешек просто не существовало.

Самое яркое воспоминание

В начале карьеры диджея работы было очень много, бывали даже дневные мероприятия. За ночь я проезжал с выступлениями по трем ночным клубам. Иногда утром по дороге домой, уставший, останавливался и засыпал в машине, чтобы не попасть в аварию.

Как-то после нескольких ночей и дней без нормального сна я решил вздремнуть перед началом ночной дискотеки. Рядом лежал большой поролоновый дракон, оставшийся с китайского Нового года. Прилег рядом с ним, предварительно попросив светорежиссера разбудить меня телефонным звонком, когда услышит первую песню из микса. Но поскольку телефон выпал и потерялся где-то в драконе, я не услышал сигнала, и вся охрана не могла найти меня около часа.

Когда меня обнаружили, осветитель сказал, что первый трек уже начал играть третий раз. Хорошо, что это был будний день и людей было немного, но прикол заключался в том, что это был часовой микс медляков.


Victor Ishkov, в прошлом – DJ Chipp. Резидент известного киевского клуба Bingo. Больше не играет, занимается бизнесом

О киевских клубах 90-х – начала 2000-х

В 1996-97 годах популярными были клубы “Нью-Йорк”, “Фламинго”, “Playoff”, чуть позже – “двушка” (“Диско-2000”). Когда я начал играть, появились “Бинго”, “Оазис UNI” в Гидропарке, “Космо” в Одессе. Шикарные времена. А потом понеслось: сотни мест, от андеграундных подвалов до концептуальных баров и гламурных будуаров, всех уже точно не вспомню.

Меня всегда интересовала хаус-музыка во всех её проявлениях, но центральной темой был и остается прогрессив-хаус. Немного зацепил гоа-транс 90-х, но это своя субкультура.

Я считаю, что столько идей в электронной музыке, сколько дали 90-е, не дали два последующих десятилетия. По большому счету, все произошло именно тогда, а нулевые и десятые оттачивали форму – качество продакшна, какие-то комбинации стилей. Но к сути и духу электронной музыки мало что добавилось.

Есть масса релизов того времени, которые звучат настолько актуально по сей день, что большинство людей не отличат их от современного саунда. Прогрессив остается интересным для меня и сейчас, но более размеренный и гипнотический – больше для погружения в состояние, чем для танцев. Возраст...

Самое яркое воспоминание

Когда зарождалось клубное движение, я так хотел стать диджеем, что ночевал под радиостанцией “Радиоактивность” в Киеве, ждал, пока знакомый звукорежиссер вынесет пропуск. Дело в том, что тогда было максимум пять комплектов вертушек на весь город, и один из них – на этом радио. Хотелось учиться играть, а это можно было делать только ночью.

Радиостанция находилась на киевской телевышке, это был режимный объект. Я приезжал туда на последнем троллейбусе и сидел до двух часов ночи между двумя кладбищами, на остановке. Зато через пару месяцев начал играть в эфире, а через год стал резидентом клуба Bingo.

Фото: из личных архивов героев