В рубрике "На личном опыте" рассказываем о необычных профессиях, незаурядных хобби и опытах, которые не каждый решится повторить.

Фейсконтрольщиков в тусовке знают хорошо. А еще — побаиваются, любят или даже ненавидят. Ведь от них зависит, попадёте вы на классную вечеринку или получите отказ без объяснения причин.

О своей работе нам рассказали те, кто "на входе" в CHI, Closer, OLIMPISKIY Music Spot. Обычно это они задают вопросы, но теперь оказались по ту сторону — и ответили на наши расспросы о профессии, том, как отбирают гостей и что нужно, чтобы попасть в "списки".

Артем FC/ Guest-manager CHI 

О работе фейсконтрольщика

Чтобы попасть на фейсконтроль, нужно быть в тусовке, понимать её, знать людей. Я всегда любил ресторанную и клубную сферы, поэтому, когда мне впервые предложили поработать на входе (в Декадансе, который находился в Арене), я подумал – класс! Затем были ещё три-четыре клуба и, наконец, CHI.

Считаю, что у нас самый строгий фейсконтроль в Киеве. Жесткий, но справедливый.

Есть те, кто бронируют столики, и те, кто приходит танцевать и тусить, им не нужно сидеть, таких у нас большинство. Они создают атмосферу. 

Фейсконтроль — это про умение распознать внутреннее состояние гостя. С годами у меня выработалась особая интуиция.

Иногда люди хорошо одеты, но разговаривают с надрывом — такие в клуб не попадают. Опять же, помогает распознать конфликтных личностей интуиция. Не думаю, что можно этому научиться — чисто человеческий фактор. Важно быть сильным психологически и не поддаваться на провокации, отражать от себя все негативные посылы, начиная от угроз и заканчивая проклятиями. Чем популярнее клуб, тем больше нагрузка на психику. В место, которое шумит, идет разная публика. Половину приходится отсеивать, и человек 100-200 обязательно начинают злиться, особенно часто это случается с теми, кто находится в состоянии опьянения.

Взятки тоже предлагают, на что я всегда отвечаю: "Мзду не беру, за державу обидно". Мне дорога моя репутация и репутация заведения.

О правилах фейсконтроля

Мы примерно понимаем, какую картинку хотим видеть на вечеринках — красивые, стильные, молодые, современные, понимающие музыку люди. Деньги и внешний вид — далеко не всё. Важно понимать, куда ты идёшь. Один из вопросов, который я задаю на входе: “А вы знаете, кто сегодня у нас играет?”.

По-моему, ключевой критерий — энергетика человека. Если он подходит пританцовывая, заряженный, но при этом не пьян, не под наркотическим воздействием, я его пущу первый раз даже в неподходящей одежде. Потом просто подскажу, как лучше выглядеть. Бывают ситуации, когда мы отправляем людей домой сменить наряд.

Бывают и ошибки. Из-за большого потока замыливается глаз — подходит гость, отказываешь ему, а через минуту понимаешь, что был не прав. В таких случаях я обязательно возвращаю человека, извиняюсь и пропускаю.

Я понимаю, имя CHI на слуху, им интересно попасть внутрь, но в подобных случаях всегда стараюсь не просто говорить людям "вам отказано", а корректно объяснять, почему. Человеку важна причина. В последнее время действительно стало получаться убеждать (при этом не обижая) гостей, что им лучше пойти в другое место или сменить стиль одежды. Кто-то даже благодарит.

Для меня тусовка и выходные всегда были праздником, поэтому я не понимаю тех, кто говорит: “Ой, а мы не планировали”. В наше время к каждой тусовке готовились: думали, что надеть, продумывали образ.

Чувство вкуса — прежде всего! Многие думают, что в CHI обязательный дресс-код — вечерние наряды, костюмы и каблуки, но это совсем не так. Главное  — стиль. 

Эля Ковтун. FC OLIMPISKIY Music Spot. Работала в Cyber Cafe, Barsky, D*Lux, Heaven, Crystal Hall, Decadance House

О работе фейсконтрольщика

Принципы работы фейсконтроля кардинально не меняются, только спектр мест расширился. Хочешь "выгулять" любимое платье, либо хочешь "экстаза для ушей"— на любой запрос.

Вообще клубы стали весьма лояльными, а за последние пару лет так точно: кризис, война, многие эмигрировали, а моё поколение тусовщиков с детками уже. Теперь пускают очень молодых, иногда и 18 не дашь! А с этой модой на спорт а-ля 90-е нужен зоркий глаз, чтобы распознать, где кто собрал свой look.

Из навыков на первом месте — наблюдательность, внимание к мелочам, знание вербальных знаков, отличная зрительная память, чувство стиля, грамотная речь. Важно быть гибким, при этом оставаясь строгим и принципиальным. Нужно находиться в осознанном состоянии, а не работать "на автомате". Я, кстати, сейчас открываю набор на обучение и стажировку для желающих работать на фейсконтроле с дальнейшим трудоустройством.

Не идите в эту сферу, если вы высокомерны и считаете себя круче кого-то. Максимально старайтесь быть объективным. Если вы не живёте музыкой, вам нечего делать, да и в скором времени станет скучно в клубах.

Интровертам будет сложно "на входе", но это поправимо, а вот финансовая жадность погубит мгновенно, ибо взятки всегда предлагали и будут предлагать. Репутация — наше всё

К сожалению, стоя на фейсе, в 90% случаев пропускаешь выступления любимых артистов, даже если они происходят в твоём клубе. Для меня, как для меломана, это минус.

Из плюсов — работа занимает всего 8 часов в неделю. Остаётся время на путешествия, хобби. Почти в каждом заведении — друзья, так что появляются привилегии в виде скидок, бесплатных входов, да и просто тебе везде рады. Ах да, ещё ты всегда в курсе, что модно — тенденции в музыке, одежде, прическах и так далее.

О правилах фейсконтроля

Чтобы попасть на мероприятие со строгим фейсконтролем, нужно, как минимум, показать доброжелательный настрой, знать, на какого артиста вы пришли, иметь рекомендации от тех, кто внутри, выглаженные вещи и, в целом, опрятный вид. Будьте френдли, а ещё бронируйте стол — это всегда увеличивает шансы.

О киевских клабберах

За 14 лет моей работы публика киевских клубов существенно изменилась. Каждые 2-3 года наблюдаешь, как прибавляются новенькие клабберы. Они уже не такие голодные до электронной музыки, свободно могут зашазамить и тут же скачать трек. Я ещё той закалки, когда на Петровку бегали за дисочками, а в клубы - за новыми звуковыми ощущениями.

Появилось много новых лиц, более 70%. Кто-то перебрался в Киев, кто-то подрос до тусовочного возраста.

Раньше на дорогой машине приезжали те, кому за тридцать, теперь — люди на десять лет моложе.

Инна Щупко. FC арт-центра Closer

О работе фейсконтрольщика

На фейсконтроле я каждые выходные, но это сложно назвать работой — приходишь в любимое место, общаешься, получаешь удовольствие. Сперва я попала в Closer на бар, но когда парень на входе уже еле справлялся со своими обязанностями, предложила создателям клуба попробовать меня на фейсе. Попробовали. Получилось.

Хорошо помню свою первую смену: тогда я не представляла, как отказать человеку, боялась обидеть. Но гораздо страшнее — пустить кого-то неправильного и нарушить атмосферу, которую сам же всю ночь выстраиваешь.

Когда только начинала работать, бывали неприятные случаи из-за нежелательных гостей – пару лет назад какие-то грузины начали кидаться бутылками друг в друга. Сейчас подобных проблем не возникает. Иногда люди, получив отказ, звонят Серёже — одному, второму (сооснователи Closer Сергей Яценко и Сергей Вел — ред.), но те не оспаривают моих решений —  если не прошёл сегодня, то всё.

Работа меня в каком-то плане закалила — я стала строже и в повседневной жизни

Раньше могла через силу выносить некоторые ситуации, а теперь, если что-то не нравится, без труда об этом сообщаю. Нужно уметь закрыть неинтересную книгу и перестать общаться с неинтересными людьми.

Сейчас мои обязанности в Closer расширились. Ребята попросили взять на себя функции управления чистотой, гардеробом и охраной. Иногда им бывает сложно по каким-то вопросам сказать "нет" сотрудникам клуба. Например, первая уборщица уносила отсюда такие зарплаты, что однажды наш арт-директор обратился ко мне: "Інна, я більше не можу, допоможи". Пришлось пообщаться с ней.

К сожалению, зачастую люди думают, что если проработали здесь 3-4 года, то можно садиться на голову. Важно поддерживать атмосферу не только на вечеринках, но и внутри команды.

О правилах фейсконтроля

О том, что все хотят знать: у нас нет дресс-кода. Многие спрашивают: "А что у меня с фейсом не то?", но я не смотрю на лицо. Просто внутренне ощущаю — "да" или "нет". Из разговора становится многое ясно — воспитание гостя, его культура.

Бывает, приходит публика совершенно не формата Closer — девушки в красивых платьях и на каблуках, мужчины в галстуках. Но если в процессе беседы я понимаю, что это хорошие люди, которые только разнообразят вечеринку, то почему бы и нет.

Точно не пущу в состоянии алкогольного или наркотического опьянения даже постоянного посетителя. Не хочу, чтобы в Closer мои близкие и друзья видели таких тусовщиков. Если человек немного выпивший, могу предложить ему прогуляться и попробовать зайти через пару часов. И действительно — многие отправляются за кофе, дышат свежим воздухом и возвращаются свежими.

Попасть в "черный список" за несоблюдение правил клуба может кто угодно, особенно за распространение наркотиков. В качестве первого предупреждения — "бан" на полгода, но есть и пожизненные чёрные карты

Раньше людей было меньше, и я знала их не только в лицо, но и по именам, знала, кто чем занимается. Сейчас же пообщаться с каждым — нереально. В последнее время всё больше приходит иностранцев, обычно это приятная публика, но без привилегий на входе.

К сожалению, иногда у людей складывается впечатление, что в Украине всё дозволено, приходится "на старте" объяснять правила Closer — показываю иностранцам табличку запрещённых действий. Некоторые отшучиваются: “Как же так? Травка зачеркнута, таблетки тоже, в туалет запрещено по парам ходить”. Можно, конечно, смеяться, но лучше запомнить эти картинки, мы имеем полное право вывести за подобные нарушения.

Для фейсконтрольщика главное — уметь разбираться в людях, причем буквально с первого взгляда. Я вижу, когда мне врут

Бывает, человек заходит к нам и на вопросы об играющих на вечеринке музыкантах без запинки пересказывает текст со страницы Closer, но когда я уточняю — чья музыка вам ещё нравятся, начинает отшучиваться про Пугачеву и Тиесто. Тут все становится понятно… ну, хотя бы выучил.

Я всегда говорю, что нельзя переубедить фейсконтроль, но иногда все же  переубеждают. В этой работе очень важно принимать свои ошибки. Если сперва отказал кому-то, а потом понял, что был не прав, что человек адекватный и просто хочет послушать любимого артиста, нужно уметь извиниться.

Иллюстрации: Ирина Вале