На Арт-заводе Платформа 12-13 августа пройдет барахолка Рэп Шмэп Йо Кураж Базар, хедлайнером которой станет Децл. Мы решили вспомнить, как зарождался хип-хоп в Украине, и расспросили тех, кто видел, с чего все начиналось.

Олег “Фагот” Михайлюта, музыкант, вокалист группы ТНМК. В 90-х вел программу “RAP-обойма” на УТ-2 и организовывал фестиваль хип-хоп культуры In Da House в Харькове

Фагот

В 90-х тусовка выглядела разношерстно. Что такое хип-хоп, мало кто понимал, истеблишмент относился к этому как к очень кратковременному явлению, а типичные представители спальных районов тянулись к чему-то новому и честному.

Хип-хоперы носили спортивные костюмы, широкие штаны, кепки, вся одежда – на пару размеров больше.

Самые эксцентричные надевали на шею цепи – обычные железные цепи, а если получалось отломать где-то значок Мерседес, то его сразу вешали на них

В общем, как могли, так и пародировали кино из видеосалонов. Я вот недавно даже нашел дома в завалах футболку и суперстары, которые купил еще в 1996-м и в которых вел передачу “RAP-обойма”.

Моей любимой группой в то время была Das EFX. Мне казалось, что эти ребята – воплощение полного отрицания шоубиза: играли примитивный и жесткий музон, были одеты в черное, ругались через слово, плевались в камеру и были полной противоположностью блестящих штанов в обтяжку и накрашенных стрелок тогдашних рок-идолов.

Самое яркое воспоминание – как в 1994-м у нас получилось структурировать в Украине хип-хоп движение посредством телепрограммы “RAP-обойма” и создать фестиваль хип-хоп культуры In Da House, вокруг которого объединились все, кто дышал хип-хопом.

Это был первый и единственный на тот момент хип-хоп фестиваль на территории постсовка. На In Da House в Харьков съезжались группы со всей Украины

Мы отслушивали материал и лучшим предоставляли сцену. А потом об этом всём рассказывали в “RAP-обойме” – эфир на УТ-2 позволял нам зайти в большое количество домов. В 1995-м даже Михей премьерил у нас на фесте тогда еще незаписанную “Суку-Любовь” – соло под контрабас.

Если говорить о современной хип-хоп тусовке, то все циклично и повторяется на новом витке и чуток в новой форме. Но суть, как в том анекдоте про лебедей, остается той же: “Папа, а куда летят эти лебеди?” – “К ебеням, сынок, в этом мире все летит к ебеням”.

Михаил Дикун, раньше – DJ Миша Механик, был организатором хип-хоп и R&B вечеринок, резидентом клубов R`n`B Cafe, Forsage и др.

Михаил Дикун

В киевской хип-хоп тусовке 90-х были все подряд: и “залетные”, которые вливались на сезон, и те, кого годами можно было встречать в клубах, на open airs, на районе и на баскетбольных площадках. Все интересовались всем, собирали информацию по крупицам, доставали непонятно откуда рэп-альбомы и переписывали их.

Одевались тогда все ужасно - в основном в секонд-хенде. Но все же старались иметь хоть какой-то атрибут хип-хоп культуры, привезенный из Штатов, или хотя бы фанатский мерч: футболку Public Enemy, кулон House of Pain или бейсболку Cypress Hill. Тогда, конечно, baggy jeans современного пошива отхватить было трудно, но вполне реально, и поэтому в Киеве все выглядели более-менее достойно.

Разницы между рэперами, брейкерами, диджеями, графитчиками и прочими не было – все занимались всем одновременно.

Никто не сосредотачивался на чем-то одном, отчего страдало качество: танцевали хреново, читали не очень, бомбили граффити тоже неважняк

Ну, и интернета не было, чтобы посмотреть, как нужно.

Татуировок почти не было: мастера тогда были такие же, как и рэперы – неумехи, и набивали странные синие пятна. Да и носить татуировку было не в тренде – тебя сразу определяли как сидевшего или вэдэвэшника. Но зато серьги носили, а пирсинга в ушах уже не пугались даже бабушки.

Все были более-менее равны и знакомы друг с другом. Прелесть тех лет была в том, что, увидев на незнакомце какой-нибудь атрибут хип-хопа, можно было легко подойти к нему, пообщаться и не нарваться на неодобрительный взгляд. Все были дружелюбными и шли на контакт.

Приятно вспомнить любой концерт в клубе, на Майдане (тогда ежегодно проводили Adidas StreetChallenge), даже на фоне постоянного студенческого безденежья, а у меня тогда стипендия была 9 грн.

Теперь все по-другому, информации много, и я даже скучаю по временам, когда нужно было ждать выходных, чтобы поехать на Петровку за долгожданным сборником на кассете

Сегодня все отлично с музыкой и доступом к ней - можно взять телефон со всей домашней фонотекой и не таскать в рюкзаке десять кассет и сменные аккумуляторы. Плеер не зажевывает пленку и наушники отличного качества. Ты можешь написать любой трек в любой программе, и это не будет сверхдорого.

Настало отличное время для того, чтобы выделяться и создавать свой продукт, но почему-то мало людей этим пользуются. Все привыкли копировать успешных, и в этом проблема: когда всего становится в достатке, мозг перестает думать.

Евгений Кибец, концертный директор SENTRUM, в конце 90-х – участник группы Natural Born

Евгений Кибец

В конце 90-х – начале 2000-х украинская хип-хоп тусовка была на подъёме. Было много хороших артистов, хотя до сегодняшнего времени дошли единицы. Но самое главное – была публика.

Киевский клуб “Ультра” объединял всех поклонников и исполнителей. Каждую субботу в нем собирались сотни людей. И неважно, кто выступал – главной была атмосфера: в то время не было соцсетей и люди общались вживую.

Самое яркое воспоминание – выход на сцену перед заполненными столичными клубами “Ультра” или “Жаба”. Хотя не могу сказать, что чего-то сильно не хватает. Это был период, который очень нравился, но остался в прошлом.

К сожалению, хип-хоп тусовки уже нет. Исполнителей достаточно мало. Многие группы за эти 20 лет прекратили существование, а новые появляются редко и либо становятся продюсерским проектом, либо выступают в клубах на 20-40 человек.

Само понятие “хип-хоп тусовка” исчезло – как исчезло то, что ее объединяло: “Ультра”, журнал “Х3М”, магазин одежды Hip-Hop Shop #1

Андрей Чудля, DJ Andrew, участник ТНМК, одним из первых в Украине начал делать видеосеты, мастер скретчинга и игры на виниле

Андрей Чудля

В 90-е хип-хоп культура была в андеграунде, и ее представители явно отличались от обычной молодежи. Большинство относило нас к неформалам, и обычная прогулка на Майдане могла закончиться потасовкой. Так что это было еще и экстремально.

Помимо легендарных 2Pac, Onyx, Notorius Big, Cypres Hill, которых слушали все, была волна украинского хип-хопа, и такие группы, как “Убитые рэпом”, “Шнель шпрехен”, “Дерево жизни”, ТНМК были очень популярны. Вообще лидером в рэпе был Харьков, поэтому и кумирами тусовки были вышеперечисленные персонажи. В киевской тусовке была популярна группа “Зеленые каштаны”.

Я любил тогдашние хип-хоп вечеринки и тусовки. Попадая туда, вы оказывались вообще в другой, нереальной атмосфере.

Некоторые вещи – например, найти флаер на вечеринку (ведь с ним вход дешевле) или выпить перед клубом (потому что в клубе дорого) – теперь вообще сложно понять

Современная тусовка движется в сторону концертов. Ну, и молодежь на этих тусовках более платежеспособная. Одежду теперь можно купить практически любую, поэтому и внешний вид стал более цивильным, фриковых персонажей практически нет. 

Сергей Лион Демьянко, СЕО лейбла HitWonder, рэп-исполнитель и саундпродюсер. Был признан лучшим рэп-исполнителем года на церемонии награждения Showtime HipHop/Rnb Awards 2008, при поддержке MTV Украина

Сергей Лион Демьянко

Так как я родился и вырос в Харькове, то наблюдал тусовку изнутри: не зря Харьков носит звание Рапа-сити – столицы хип-хопа в нашей стране. В Харькове была своя мода на хип-хоп – спортивный гопник. Крутые ходили в “найках”, а самые крутые – в “джорданах”

Они старались быть похожими на своих заокеанских кумиров: Onyx, Cypress Hill, Wu-Tang, 2Pac. Достать какие-то оригинальные шмотки было сложно, поэтому те, кому удавалось что-то привезти из-за границы (условный Fubu или Karl Kani) – были королями.

А основным источником хип-хоп шмоток были секонд-хенды, и большинство одевалось просто нелепо.

Моими любимыми группами тогда были ТНМК и ВУЗВ. Я очень хорошо помню их кассеты. На то время не было продукта на таком уровне. Еще были на слуху “Убитые рэпом” и “Туман”. До сих пор хорошо помню фестиваль In Da House с хедлайнерами ТНМК.

Мне кажется, сегодня не хватает той самобытности и дефицита жанра.

Сейчас слишком большой поток информации, а тогда выходил один альбом, и все слушали его лет пять

В США хип-хоп официально стал музыкой номер один. Он прошел много стадий развития, смешивания стилей и ответвлений. Мне кажется, в нашей стране он однозначно будет развиваться. Украина богата на таланты, и хип-хоп – не исключение.

Скоро придёт простой парень из народа, который сметет всех своим рэпом. Я в это верю.

Иллюстрации: Ольга Лискевич