Попытка диалога
7 фотопроектов о хаосе застроек в Киеве
Избранные серии из журнала 5.6 "Архітектура. Громада. Час"
7 февраля в Малой галерее «Мистецького Арсеналу» состоится презентация нового выпуска журнала об арт-фотографии 5.6 «Архітектура. Громада. Час» и открытие одноименной выставки.
Мы выбрали семь самых красноречивых фотосерий об архитектуре Киева.
Куратор выставки и номера журнала
Архитектор Алексей Быков, специалист по советской модернистской архитектуре, говорит что выпуск журнала – это попытка начать диалог о жизни и развитии города.

"В фотографиях, представленных в журнале, есть попытка осознать современную реальность, упорядочить хаотическое, нецентрализованное развитие окружающего пространства", – пишет в предисловии к журналу Быков, и задается вопросом: Возможно, современная украинская архитектурная фотография – это самое интересное, что есть в современной украинской архитектуре?".


Максим Горбацкий,
из серии "Смена декораций" (2017—2018)
"Смена декораций" – фотопроект про городское пространство украинской столицы, которое сегодня представляет собой наслоение советской архитектуры, новостроек, церквей, хаотично разбросаных МАФов, бесконечный торговых площадок и рекламных вывесок. Эстетика этих наслоений олицетворяет для автора период трансформации, который сейчас переживает страна, и служит своего рода аллегорией украинской действительности.
Дмитрий Пруткин
"Без названия" (2018)
От автора: "Во время просмотра старых фотографий освоения новых участков под застройку микрорайонами, я пытался выделить какие-то знаковые приметы, выделить для себя, чем меня так гипнотизирует эта хроника. Я задал вопрос: может ли вообще существовать какая-то связь между советскими домостроительными комбинатами и современной застройкой города. Эти, на первый взгляд, разные эпохи демонстрируют много общего. Возведение Комсомольского массива, Оболони, Позняков. Какая-то призрачная память заставляет меня всматриваться в эти места, которых больше не существует и обращает к теме повторения. Поиск переходного, исчезающего — именно в таком виде демонстрируются строения, которые вмешиваются в уже сформированный пейзаж массивными, многоквартирными решетками. Их жизненный цикл еще не начался. Но этот переходный этап лишь смена семантических кодов. Образы нового, которые начинаются с возвращения".
Максим Требухов,
из серии «Война» (2004—2018)
От автора: "Это война. Настоящая война, с боевыми действиями, пострадавшими, захватом и освобождением территории. 14 лет назад, когда еще не так модно было быть документалистом, мне захотелось снимать что-то такое, чего никто не снимает. Сейчас в моем архиве более 20 тысяч снимков на тему незаконных застроек, и каждый день эта цифра растет. Я не знаю, когда смогу остановиться, потому что застройщики постоянно придумывают новый способ ведения этой войны. Наверное, ей нет конца".
Роман Павленко
«Парадное» (2015—2018)
Автор исследует еще один важный элемент жилищной архитектуры, в котором ярко проявляется частная изобретательность и аматорское дизайн-мышление ее пользователей – парадные. Каждый индивидуально и часто стихийно преобразованный подъезд является не только зеркалом вкуса жителей дома, но и своего рода интерьерной стройплощадкой, которая на макроуровне отображает беспорядочный характер современного градостроительства страны.
Томос группа
«Святое место» (2014—2018)
Кризис христианства в наши дни находит отражение во всех сферах своего существования, в том числе и в архитектуре новых храмов. Кроме профессиональных архитектурных качеств, у этих строений отсутствует также изначально обязательная сакральная привязка к определенной территориальной точке – месте совершения чуда. В наши дни функцию "святого места" исполняет незаконно захваченная земля в городе, крыши домов и пустыри в спальных районах.
Евгений Никифоров,
из проекта "Про монументы республики" (2014–2018)
Городская среда на снимках Никифорова представлена "полем битвы" идеологических споров и зоной проявления невидимых напряжений, которые существуют в обществе. Фотографии фиксируют актуальное состояние до недавнего времени доминирующих, а теперь практически невидимых объектов. Немало образов прошлого останутся достоянием хроник и мифологий, за которыми уже не будут стоять материальные артефакты. В журнале представлена фотоистория об уничтожении памятника чекистам в Киеве в 2016 году.
Евгения Моляр
#жовтоблакить (2014—2018)
После событий на Майдане в 2014 году в Украине появился тренд на цвета государственного флага. Люди начали массово разрисовывать заборы, мосты, автомобильные отбойники, Тогда много где можно было увидеть активистов с коробками "На краску". Довольно быстро эмоциональный порыв прошел, краска на заборах потемнела и облупилась и настало время настоящей #жовтоблакиті. Ныне #жовтоблакить — это способ уничтожения проявлений вражеской идеологии в публичном пространстве, в большей мере на откровенно советских или ранних постсоветских объектах.