В мае каждого года маленький город Славутич в 200 километрах от Киева становится известным благодаря Фестивалю кино и урбанистики «86». Этот проект на пересечении кино и города два года назад основали кураторы Илья Гладштейн и Надя Парфан.Тогда мало кто понимал, зачем ехать в маленький город, чтобы устроить фестиваль.
Впрочем, благодаря усилиям команды «86» в Славутиче начали происходить реальные изменения – там обустроили общественное пространство, запустили художественные резиденции, регулярно проводят культурные мероприятия. Город стал положительным примером культурной децентрализации.
В этом году Надя и ее команда запустили еще один проект – 86PROKAT, который выводит на украинский кинорынок документальное кино не только про урбанистику. Первым стал фильм «Русский дятел» о Чернобыле.
В эфире Urban Space Radio Надя Парфан рассказала о том, как работать с местными общинами и почему в Киеве иногда труднее реализовать культурный проект, чем на периферии. Мы записали самые интересные мысли из интервью, а полностью его можно прослушать по ссылке.
Наш проект – культурно-социальный. С одной стороны, мы хотим быть актерами в кинопроцессе, документальном кино. С другой стороны, «86» – это проект устойчивого развития Славутича как места культурного туризма и интеллектуального обмена.
Нескромно так говорить, но наша команда первая начала что-то делать в сфере децентрализации before it was cool. На старте это выглядело очень смело, радикально и непонятно. Мне приходилось давать множество интервью и объяснять, что неприкольно, когда культурная карта Украины на 75% состоит из Киева и еще немножко из других городов-миллионников. Почти нигде культурной жизни в Украине нет.
Сейчас тема децентрализации стала популярной, по крайней мере, на дискуссионном уровне. Это признак того, что мы все делаем правильно.
Изменения в Славутиче – заметные и интересные. Например, сейчас там абсолютно стихийно происходит художественная резиденция, основанная художниками Кроликовскими. Они поселились в городе, к ним начали приезжать люди из художественной тусовки.
Воркшоп по созданию уличной мебели от «Пилорамы»
Также в Славутиче был реализован проект Enlight. Его команда выиграла в конкурсе эко-стартапов от «Черниговского» и на полученные средства построила молодежное публичное пространство – сцену, на которой установлена солнечная батарея и уличные конструкции от «Пилорамы». Это пространство очень живое, местные подростки его моментально освоили, они там тусуются при любой погоде.
В Киеве всегда происходят интересные контакты и встречи, здесь полноценно развивается культура, а количество открытых к ней людей самое большое. Это специфика города, куда все стремятся. Ты оставляешь в своем родном городе детский сад, друзей, домашние тапочки, маму, которая тебе готовит, и приезжаешь в столицу. Здесь образуется ментальный вакуум, который заполняет, в том числе, культура. Это необходимо, без изнуряющей городской культуры мы бы загнулись.
Проект Enlight
С другой стороны, она принимает иногда монструозные формы. Любой культурный проект в Киеве очень тяжело выдержать на уровне дотошности. Ты хочешь, чтобы происходил контакт с аудиторией, чтобы у людей был определенный опыт, впечатления, эмоции, но тебя поглощают такие вопросы, как арендная плата, вещи супермаркетного типа.
Киев требует колоссальное количество логистики, координационно-организационной работы. Я восхищаюсь людьми, которые что-то делают в Киеве, это всегда надрыв и выгорание.
Наша команда первой начала что-то делать в сфере децентрализации before it was cool
В Славутиче ты избегаешь логистических и организационных проблем и можешь наконец сосредоточиться на своей кураторской работе. Но здесь возникают проблемы иного характера.
Я не буду создавать иллюзию и говорить, что Славутич – это суперкультурный город, где все смотрят документальное кино. Там, как и везде, где нет полноценного культурного процесса, есть определенный консерватизм. Нам иногда тяжело найти общий язык и объяснить местным жителям, что мы имеем в виду.
Славутич – это образцово-показательный советский город. Местные жители гордятся им, что очень хорошо, но в то же время они считают, что там нет проблем. У людей принято обо всем говорить или оптимистично, или ничего. Мы же пытаемся работать с проблемами, двигать их. За это славутчане на нас иногда обижаются, или даже воспринимают попытки что-то изменить агрессивно. Но мы ищем общий язык и учимся работать вместе.
Культурный проект в Киеве тяжело выдержать на уровне дотошности. Ты хочешь контакта с аудиторией, эмоций, а тебя поглощают вопросы аренды, вещи супермаркетного типа
Да, существует определенный шарм, экзотика, когда в городе есть только три кафе и три магазина, нет киосков, рекламы, пластика. Но когда на наш фестиваль приезжают гости и скупают в одном заведении пирожки, продавщицы говорят: «Боже, когда вы уже уедете, сколько можно?»
Здесь нет осознания того, что люди, которые приезжают в город – это хорошо. Они привозят деньги, имидж, это второй шанс города на жизнь. Об этом нам предстоит еще много говорить и убеждать.
Славутич
Во Львове летом стартовал замечательный проект «У соседей» – там основали социальное кафе в сквере. К сожалению, оно закрылось (из-за разногласий с местными жителями – авт.), но это был замечательный кейс, на котором мы все многому научились.
Хорошо, что основатели проговорили все то, что произошло (конфликт с жителями – авт.). Чтобы не было иллюзий, что местные общины сидят и ждут, что мы им сделаем социальное предпринимательство. Иногда общины агрессивны и иррационально действуют против своих интересов.
Можно сказать, что мы – такие киевлянчики, которые понаехали и хипстеризуем Славутич. Но кураторы и культурные менеджеры – это сумасшедшие маньяки, которые выезжают на своей энергии. В определенный момент мы все выгораем.
Мы пытаемся работать с проблемами. За это местные жители на нас иногда обижаются, или даже воспринимают попытки что-то изменить агрессивно
С другой стороны, мне никогда не нравились рамки. Город, урбанистика, община – это всегда разнообразие, конфликт, всегда несколько разных точек зрения.
Я верю в такие междисциплинарные проекты, как кино и урбанистика. Но надо понимать, что ничего нельзя делать искусственно и силой, не все друг с другом можно смешать. Иногда хорошо делать монодисциплинарный проект.
Например, Одесса – кинематографический город, в Ивано-Франковске традиционно развивалась литература, можно работать на пересечении тем город и литература. Харьков – музыкальная столица Украины, Тернополь – столица электронной музыки. Если внимательно присматриваться к ландшафту, быть наблюдательным, то подсказки будут идти от пространства.
Фото: Enlight/Славутич, Пилорама, Facebook 86