Каким мог стать Киев: Нереализованные проекты 60-х-70-х в стиле модернизм
Советскую архитектуру часто называют монументальной и безликой. Однако некоторые образцы модернизма той эпохи являются оригинальными памятниками художественного мышления их авторов и не уступают похожим постройкам на Западе.
Киевский колумбарий, здание биофака университета Шевченко, гостиница «Салют», «тарелка» на Лыбедской – это лишь часть удачных модернистских проектов, реализованных во времена СССР. Мало кто знает, но эти постройки являются вершиной целого айсберга, скрывающего множество нереализованных идей.
Во вторник в Prostir 86 исследователь советского модернизма, журналист, автор блога Ukrainian modernism Лев Шевченко прочитал лекцию о проектах 60-70-х, которые могли бы полностью изменить облик Киева, будь они реализованы.
Проекты на Левом берегу
Левобережный общественный центр
В 60-х из центра Киева в район Левобережной планировали вынести своеобразное «сити». Так возник проект общественного центра – множества объектов в районе современной станции метро Левобережная и Никольской Слободки.
На месте современного ТЦ «Комод» собирались строить Дом народного (научно-технического) творчества.
Дом народного (научно-технического) творчества
Еще один объект – здание самого Левобережного общественного центра. Его планировали строить в районе Никольской Слободки, на месте, где сейчас находится Греко-католический собор, Международный выставочный центр и жилые дома.
Возле здания должны были построить монорельс, который бы связал район метро с отдаленными районами Воскресенки и Троещины. Там также предполагались различные общественные пространства, крытый рынок, торговые центры, гостиницы.
Монорельс и Левобережный общественный центр
Однако согласно традициям советской архитектуры, все задуманное менялось по десять раз, реализации проектов мешали чиновники. Поэтому проект Левобережного общественного центра остался только на бумаге.
Современные «осколки» Левобережного общественного центра – гостиница «Турист», театр на Левом берегу и почтамт
Сейчас на Левобережной можно увидеть лишь гостиницу «Турист», всем известное недостроенное здание, Левобережный почтамт, который достроили в середине 90-х, и Театр драмы и комедии на Левом берегу. Это и есть осколки Левобережного общественного центра. При этом функционирование этих объектов вызывает вопросы. Например, почтамт занимает огромную площадь и стоит пустой, выполняя роль обычной почты.
Пешеходный мост-эспланада через Днепр и острова
Еще одним проектом предполагалось строительство в районе метро Левобережная эстакады, гостиницы и обустройство пляжа.
Также была идея построить там мост-эспланаду, который бы соединял правый и левый берега Днепра. Он должен был начинаться в районе Речного вокзала на Почтовой, проходить через все острова и выходить на левый берег.
Отличие этого моста было в том, что на нем не предусматривалось ни автомобильное движение, ни движение общественного транспорта. Мост должен был использоваться в качестве огромного общественного пространства, на котором размещались концертные залы, спортивные сооружения (стадион) и пространства для прогулок с выходом к реке.
Эта идея жила еще до середины 80-х с постоянным откладыванием сроков. К моменту независимости Украины ее полностью забыли.
Проекты по обустройству Левобережки и Русановки
В 60-70-е существовало еще несколько проектов строительства высотных домов на Левобережке. Это были разработки Киевпроекта, московских организаций.
На месте современного Международного выставочного центра мог возникнуть концертный зал, а в высотные здания из центра города должны были переехать все административные сооружения. Правда, ни в одном источнике не указывалось, что будет в освободившихся зданиях.
Киевпроект, 1972 год
На одном из проектов можно увидеть прямо таки башни Международного торгового центра, как в Нью-Йорке.
«Сити» на Левобережке с «башнями-близнецами». Киевпроект, 1972 год
Сразу за мостом Метро планировали построить еще одну станцию – Русановскую, которая связала бы левобережный центр с центром города.
Все это так и не было построено. Находившееся на этой территории село в начале 2000-х снесли под застройку жилыми домами. Современные постройки увеличили нагрузку на метро и закрыли вид на Лавру и правый берег Днепра. Никаких идей по переносу административного центра города сейчас не существует. Разве что были мысли вынести «сити» на Рыбальский остров или в район Выдубичей.
Проекты реконструкции центра Киева
Это сумасшедшие проекты 60-х, не ценившие историческую застройку, а предполагавшие строительство нового города по заветам архитектора Ле Корбюзье. В центре должно было строиться все новое, а все старое нужно было забыть.
«Ожерелье Липок»
В конце 60-х в районе между улицами Мечникова, Богомольца и Шелковичной хотели построить 9 огромных зданий под 40 этажей. Туда должна была переехать часть административных учреждений.
Никакого развития этот проект не получил, даже толком неизвестно, на какой конкретно площадке должны были возводиться эти здания и что собирались сносить. Но можно лишь представить, как бы это все выглядело в современных пейзажах, как высотки подавили бы днепровские склоны и Лавру.
В 70-х также носились с этим проектом, но количество зданий в нем было урезано до четырех.
Как можно увидеть на чертежах Киевпроекта, историческая застройка полностью уничтожена, от Дворца спорта через Липки тянется огромная променада, на Мечникова построено несколько высотных зданий, а на бульвар Леси Украинки выведена эстакада, которая ведет к Дворцу спорта.
Современные застройщики о таком размахе уничтожения города даже не мечтали.
Проект уничтожения исторического центра от Моспроекта
Однако все эти киевские проекты затмевают наработки московского бюро Моспроект. Они предусматривали снос всей исторической застройки между Льва Толстого и Вокзалом.
Квадратик в центре – это здание красного корпуса Университета Шевченко. Вокруг него все должно было быть застроено высотками на ножках.
К счастью, данные проекты не были утверждены и остались только на макетах.
Проект реконструкции квартала на Крещатике
Проект реконструкции квартала между Богдана Хмельницкого, Крещатиком, бульваром Шевченко и Пушкинской возник в начале 80-х. На первый взгляд кажется, что ничего плохого не затевалось – ни огромных строений, ни повального сноса старых зданий. Но при этом можно увидеть, что вся внутренняя застройка убиралась, возникали странные здания с арками и непонятными конструкциями.
Напротив ЦУМа планировали построить симметричное здание с башней. Внутри собирались делать огромный торговый центр с подземными площадями и галереями. Учитывая советскую торговлю, можно лишь представить наполнение этих территорий. На Крещатик выходил главный фасад торгового центра с аркой, похожий на железнодорожный вокзал.
В еще одном варианте этого же проекта на Хмельницкого выходил монструозный дом, перед его фасадом – каскад лестниц. Все старые здания уничтожены.
Комплекс университета Шевченко в Голосеево
Корпуса университета Шевченко возле ВДНХ многим знакомы. Но не все знают, что этот комплекс реализован лишь частично. Физический и биологический корпуса Университета, которые были построены – лишь небольшая часть из того, что планировалось.
Согласно проекту, комплекс должен был занимать огромную территорию от современного метро Васильковская и почти до Теремков. На главной площади размещалось высокое здание ректората, слева – павильон Выставки. Вместе они создавали своеобразные въездные ворота в Киев.
Под проспектом Глушкова, от башни ректората, планировали построить туннель. Таким образом, создавалось перетекающее пространство от университета, построенного в 70-е, к архитектуре ВДНХ десятью годами ранее.
В центре мы видим идеальное модернистское пространство – пустота, бассейны и огромные монументальные здания.
На территории городка должен был возникнуть огромный комплекс научно-исследовательских институтов. Предполагалось, что туда перенесут НИИ с проспекта Науки, что позволит слаженно работать ученым, профессуре, студентам.
Круглое здание – библиотека, рядом с ней – лаборатории.
Все это не было построено из-за технических и материальных проблем. Деньги на подобные проекты в советское время нужно было выбивать в Москве. Архитекторы же, в свою очередь, часто предлагали сложно реализуемые проекты, а выскочки-чиновники их не одобряли.
Торговый комплекс в районе улиц Горького и Боженко
Сейчас в кварталах от Олимпийского стадиона до Лыбедской можно наблюдать застройку коричневыми ступенчатыми домами разного оттенка. Это последняя версия проекта по перестройке данной части города, осуществленная в очень малом объеме.
Один из проектов предполагал строительство возле Владимирского рынка торгового центра. Огромное нависающее здание на опорах космического вида, мосты. Из-под него выглядывал лишь кусок полукруглого фасада рынка.
Снова огромные модернистские пространства, лестницы. Можно лишь представить, как бы этот комплекс выглядел сейчас – скорее всего, он был бы заставлен рынком, либо полуразрушен. В здании самого торгового центра в 90-х наверняка был бы базар, потом обшитый вагонкой супермаркет, а позже его бы снесли.
Что мешало реализации проектов
Почему же все эти проекты так и не были реализованы? Архитектор Михаил Будиловский, автор жилых домов-«ромашек» на Оболони, детской библиотеки на Нивках и хореографического училища на Сырце, рассказывает, как тяжело в советские времена утверждались подобные проекты.
Сначала поступал заказ от некого торгового ведомства или предприятия с невнятной планировкой. Архитекторы разрабатывали довольно щадящий даже по современным меркам проект – вписанный в окружающую среду, 5-7 этажей, зеленые зоны. Когда же он выносился на слушание, заказчик требовал добавить этажей, нередко продвигал некое свое видение, полностью уничтожавшее проект. Редким архитекторам удавалось проявить хоть какое-то собственное видение.
Сейчас ко всей модернистской архитектуре часто относятся негативно. Серые стены и коробки, зачем об этом говорить? Возможно, это связано с тем, что люди переносят свое негативное отношение ко всему советскому в целом на архитектуру. По моему же мнению, многие советские объекты не уступали по идеям и задумкам европейским аналогам. Но, к сожалению, не по реализации.
Фото предоставлены Львом Шевченко