Фесткультура: как город заполонили еда и маркеты

Организаторы фестивалей рассказывают, почему в городе стало столько событий и чего ждать дальше.

Сергей Климов, Best Food Fest, Kiev Sunday Breakfast, Kiev Food&Wine Festival, KISFF

Сейчас очень активны люди в возрасте 25+. Они уже выросли, побывали в Европе, читают модные журналы и знают, на каких сайтах искать последние тренды. И они готовы приносить международный опыт в нашу страну.

Кроме того, у людей сейчас стало меньше денег и много путешествовать по Европе уже не получается, поэтому они ходят на местные фестивали и тусовки. Это плюс для государства, ведь деньги остаются внутри страны.

Думаю, все, что связано с едой, точно будет популярным еще несколько лет. Ведь даже здесь можно изловчиться и придумать новые форматы. Например, как мы сделали с пикником Sunday Breakfast. Популярность подобных событий пойдет на спад лишь тогда, когда стрит-фуд в Киеве будет на уровне. Например, в Будапеште фестивали еды проходят всего пару раз в год. Но у них и так есть хорошая уличная еда и множество отличных баров.

Еще наверняка скоро станет больше проектов, связанных с уличным искусством, урбанистикой. Тем более, в октябре у нас выборы мэра, так что власть будет поддерживать такие форматы. Зато у активистов есть шанс успеть сделать за этот период что-то стоящие.

Мне нравится тенденция проводить события в парках. Ведь непонятно, почему, например, в Central Park в Нью-Йорке люди могут спокойно ходить на пикник, а у нас тебя скорее всего будут сгонять с лужайки, потому что “трава не вырастет”. В нашей стране еще слишком много бюрократии. Когда-нибудь я напишу книгу “Если хотите сделать ивент в парке, забудьте и спросите меня, почему”.

Когда мы делали первый завтрак в Мариинке, многие боялись, что тут будет мусор и чуть ли не бомжи с цыганами. Но мы показали, что публика у нас хорошая. Это люди, которым просто нужно куда-то выходить, а не сидеть дома перед телевизором. Вообще в Киеве сформировалась качественная публика - думающая, требовательная, с хорошим достатком. Люди готовы приехать на фестиваль куда-угодно, если им предложить интересный формат. Но, думаю, отдавать деньги за вход на ивент сейчас будут более выборочно.

Наверняка организаторы фестивалей будут выбирать локации поближе к воде - сейчас лето, а Крым стал таким далеким. Стоило бы сделать акцент на экстремальных развлечениях, связанных с водой. Думаю, скоро будут популярны и руф-пати, скорее всего, появится еще несколько открытых крыш.

Также хорошо бы проводить мероприятия в местах, у которых есть какая-то история, зачастую незаслуженно забытая. Вот как во время фестиваля Паники и истерики все вспомнили о Музее авиации, например.

Еще резонно делать акцент на развитии районов - людям не всегда комфортно ездить на большие расстояния. Если им предложить хороший формат поблизости, это вполне может увенчаться успехом. Да и договариваться о локации на периферии куда легче, чем в центре.

Александр Цыганок True Off, Бомж-пати

Фестивали проходили и раньше, но массовыми стали благодаря развитию соцсетей. Многие новосозданные ивенты скорее можно обозначить как пикники, но сейчас принято все события называть фестивалями. Собралось пять человек - и уже фестивалят. Часть из них них может перерости во что-то большее. Ведь если есть хорошая идея и организатор знает, как ее развивать, то инвестиции найдутся. “Уличная еда” - хороший пример, когда из идеи получился успешный проект.

Путешествовать и ездить к морю сейчас наверняка стали меньше, но деньги на еду и алкоголь есть всегда - вот и очереди на таких событиях. Всем нужно хлеба и зрелищ. Если привычные форматы будут как-то меняться и развиваться, они станут популярными. А если на фестивале ничего нового происходить не будет, туда ходить устанут. Люди пассивны, нужно их заинтересовать, а это постоянная и длительная работа.

Мне нравится, что сейчас начали использовать городские пространства. Могли ведь просто закатать парк асфальтными дорожками, чтоб люди ходили и семечки плевали, но эти места оживают благодаря истории с пикниками и маркетами.

Я знаю, что ряд организаций планирует освоение Голосеевского парка, Владимирской горки и Труханова острова. Пожалуй, самым фестивальным местом в этом сезоне планируют сделать именно Труханов остров.

True Off мы называем не фестивалем, а хеппенингом, будем проводить его каждые выходные. А Бомж-пати будет самой поздней опен-эйр веечринкой - пройдет в последнюю субботу октября.

Виктор Павлов, UaMade Fest, Праздник Бороды

Я знаю, что в Москве пробовали запустить волну фестивалей, но это не совсем получилось, а у нас пошло. Сложно сказать, почему. Может, нашим людям нужнее развлечения, а, может, мы просто добрее. Но главное, что всем нравится.

Цель наших мероприятий - поддерживать местных производителей, помогать им продаваться, а не делать фестиваль ради фестиваля.

Как по мне, маркетов стало уже много. Я сам задумывался, куда это все приведет, когда же рынок перенасытится, но пока непонятно. Есть еще множество других форматов, которые можно развивать.

Конечно, кто-то из организаторов будет копировать уже существующие фестивали, но наверняка будут также придумывать что-то оригинальное или перенимать западный опыт. Например, в этом году у нас появились Kyiv Maker Faire и Make It Show, хорошо пошел Comic Con. Этим летом снова будет Kyiv Kustom Kulture.

При этом всем в Киеве катастрофически не хватает локаций. Да, появляются новые, но их недостаточно, все время приходится искать и обустраивать места. Хорошая площадка получилась у Арт-завода Палтформы, они молодцы. Вообще в городе очень много заброшенных зданий, которые просто разрушаются, а ведь их можно было бы превратить в отличные места для фестивалей.

Роман Тугашев, организатор фестиваля Уличной еды

К фестивальному буму я отношусь положительно - это движение влияет на нашу жизнь, качество времяпрепровождения и развитие городской культуры. Но я всегда выступаю за качество. Организаторы фестевалей должны стремиться к постоянному развитию, пытаться удивлять и думать о комфорте каждого гостя и участника. К сожалению, на рынке появилось много непрофессионалов.

Почему фестивальное движение начало бурно развиваться именно сейчас? Просто пришло время. В Европе каждые выходные в каждом районе происходят всевозможные фестивали, ярмарки, тусовки и вечеринки. Наверно, выросло то поколение людей, которые активно ездят по Европе и хотят, чтобы в Украине было также комфортно и интересно.

По моему мнению, в Киеве сейчас есть нехватка музыкальных событий. Из последних могу привести в пример День уличной музыки. Но это вопрос времени. Я уверен, что через год-два таких мероприятий станет гораздо больше.

Не думаю, что публика когда-нибудь пресытится качественными фестивалями, ведь это способ хорошо провести время в городе. Но очень многое зависит от уровня организации мероприятий. Если вы делаете что-то необычное, то интерес к фестивалю обеспечен. Например, у нас на Уличной еде каждый раз присутствует 50-60% новых форматов. Мы хотим, чтобы наши гости могли пробовать что-то новое.

Татьяна Яицкая, организатор Фестиваля паники и истерики «На дне» и Фестиваля офисных зомби

Фестивальный бум-2015 - это естественная реакция людей, которые пережили Майдан, переживают войну и экономическое падение. Люди устали от плохих новостей, потерь, политики. Они хотят снова почувствовать, что жизнь продолжается. К тому же, они хотят чего-то нового. Именно поэтому так активно развиваются новые медиа, новые виды развлечений, новые форматы образования.

Есть и банальная экономика: из-за падения гривни у людей нет возможности путешествовать, покупать какие-то вещи, а радоваться хочется. И они выбирают развлечения на свой вкус и кошелек.

В будущем будет конкуренция. Будут клоны успешных проектов. Будут рождаться новые форматы. Будет усталость публики от клонов и количества мероприятий. В общем, всё то же, что и на любом рынке - выживут сильнейшие. Это очень интересный и нужный процесс - естественный отбор. Хорошо, когда это не «аппарат искусственного дыхания» в виде денежных потоков инвесторов, а естественное развитие проектов. Это значит, что они надолго.

Светлана Бовкун, соорганизатор Kiev Maker Faire

Один из серьезных факторов развития фестивальной культуры - это война и кризис. Люди спешат жить по-европейски. Учиться, пробовать новое, помогать, веселиться, в конце концов. Это такой кайф - чувствовать, что таких людей много. Самая буквальная иллюстрация – чудесный «Фестиваль паники и истерики».

Но началось все намного раньше. Я могу назвать три своих основных ориентира, которые работают дольше других: Книжный Арсенал, Роботика и Уличная еда. Совершенно разные фесты, они каждый по-своему показали всему рынку, что Киев готов к арт- или музыкальным фестивалям. Спасибо им.

Принцип насыщения рынка работает для всех одинаково. Но у Киева еще большой потенциал. Еще не все локации освоены, еще не все охвачены.

Фестивали – это очень живая субстанция, тут не может быть симуляции. Делать фестиваль стоит, перефразируя Жванецкого, если уже не можешь не делать. Если накопилась критическая масса знаний, знакомств, которыми хочется поделиться, и если ты понимаешь, где взять на это ресурсы.

Возможно, будут развиваться нишевые фесты, это круто. В Лондоне есть фест любителей машины мистера Бина. Почему бы и нет.

Текст: Ирина Грищенко, Анна Григораш

Фото: Уличная еда, Kyiv Market, Арт-пикник Славы Фроловой

Понравилась статья? Поставь реакцию!
Увійдіть, щоб залишити реакцію!
Опубликовано: 06 июля 2015
Переходь на українську!
Перейти