7 утрат Киева последних лет: здания и артефакты, которые мы потеряли
За последние несколько лет в рамках декоммунизации, в строительной горячке и просто из-за безалаберности Киев потерял множество ценных объектов. Новости о сносе старинного дома ради очередного ЖК, уничтожении сквера ради торгового центра, расширении магистрали за счет парка стали появляться все чаще.
Мы составили далеко не полный список знаковых утрат последних лет и решили рассказать о них подробнее.
Мозаика на школе № 141 на Русановке
Адрес: бульвар Игоря Шамо, 5
Автор: неизвестен
Годы: начало 1970-х
В 1960-х годах, когда большинство зданий были типовыми и достаточно невзрачными, в язык советских архитекторов вошел термин “синтез искусств”. Он подразумевал использование в архитектуре зданий рельефов, мозаик и чеканки. В основном это касалось общественных зданий: школ, корпусов вузов, поликлиник, кинотеатров, хотя иногда мозаиками украшали и жилые дома (например, на проспекте Победы).
В 1960-е годы мозаики на научную и детско-юношескую тему массово появлялись на киевских школах. Одна из них, с пионерами в красных галстуках, появилась на школе № 141 на бульваре Шамо (ранее — Давыдова).
В 2015 году при проведении утепления стен школы мозаику сбили — ее рельеф мешал утеплить стену. Руководство школы решило предвосхитить закон о декоммунизации, несмотря на то, что красные галстуки можно было закрасить желтым и синим.
Школа № 141 оказалась уникальной — на других киевских школах мозаики при термомодернизации обошли стороной, а на мозаике одной из троещинских школ слово “коммунизм” просто закрасили красным цветом.
Утепление Театра драмы и комедии
Адрес: проспект Броварской, 25
Автор: неизвестен
Год: 1987
Похожая история произошла и с расположенным по соседству с гостиницей Театром драмы и комедии на левом берегу Днепра. Здание было построено в 1990 году в стиле постмодернизм. При строительстве использовали “классические” для модернизма материалы — белый инкерманский камень и анодированные алюминиевые переплеты, однако форма здания характерна для традиционных театров.
Весной 2017 года руководство театра решило провести ремонт фасада. За почти 30 лет облицовочный камень местами раскрошился. Вместо замены отпавших фрагментов и чистки фасада было решено утеплить здание минватой, а затем оштукатурить. Цвет для стен выбрали бледно-розовый, а алюминиевые рамы цвета бронзы заменили белыми стеклопакетами. В результате театр стал походить на китайскую подделку самого же себя.
Граффити на площади Европейской
Адрес: ул. Грушевского, 4
Автор: художник Sociopath
Год: 2014
Одна из самых громких историй начала сентября. Владелец магазина элитной мебели “Эмпориум” на Европейской площади Игорь Даценко решил закрасить находящиеся под охраной граффити “Иконы революции”. Граффити с Лесей Украинкой, Тарасом Шевченко и Иваном Франко в стилистике Евромайдана появились на фасаде здания Академии наук во время революционных событий, став одним из визуальных символом Революции Достоинства.
Во время бури в соцсетях Даценко набрасывался с угрозами на пользователей, придумывал отговорки: мол, его подставили, а на самом деле он не приказывал уничтожить граффити. Сам автор “Икон”, художник под псевдонимом Sociopath считает восстановление возможным — у него все еще хранятся оригиналы картин, все в копоти от майданных костров.
Панно на станции метро «Дворец »Украина"
Адрес: станция метро “Дворец “Украина”
Авторы: Т. Целиковская, А. Крушинский, Н. Алешкин
Год: 1984
Не секрет, что каждая, даже самая невзрачная станция киевского метро имеет собственный уникальный дизайн, посвященный ее расположению или названию. Станция “Дворец “Украина”, открытая в 1984 году, оформлена в красном цвете, соответствующем ее первоначальному названию “Красноармейская”. Станцию переименовали в 1993 году, но дизайн — колонны, облицованные красной смальтой, и три композиции на тему Красной Армии были сохранены.
В 2015 году после принятия закона о декоммунизации панно с красноармейцем и символикой Красной Армии были закрыты металлическими листами. Метро могло подойти к декоммунизации творчески (например, как с изображением театра вместо барельефа с Лениным на “Театральной”), однако победило желание сэкономить.
Дом с ромашками на улице Златоустовской
Адрес: ул. Златоустовская, 35
Автор: неизвестен
Год: 1910
Небольшой двухэтажный особняк на пересечении улиц Златоустовской и Павловской был построен в 1910 году. На фасаде здания имелся барельеф с ромашками, что выделяло этот неприметный домик среди множества других киевских дореволюционных усадеб.
Случай вполне киевский — незадолго до сноса дом лишили охранного статуса, затем оперативно снесли. Это произошло год назад. На его месте сейчас одной из государственных строительных корпораций сооружается очередной громоздкий жилой комплекс.
Дом на пересечении улиц Павловской и Дмитриевской
Адрес: ул. Дмитриевская, 60/19
Автор: неизвестен
Годы: 1910-е
Так же оперативно был уничтожен соседний дом. В мае 2016-го буквально за несколько дней разобрали трехэтажный дом на пересечении улиц Дмитриевской и Павловской, где в советское время размещался овощной магазин.
На его месте планируется сооружение девятиэтажного дома в стиле ранних 2000-х. Тогда же, 15 лет назад, район уютных “писательских” улиц (Тургеневская, Некрасовская, Гоголевская) с малоэтажной застройкой превратился в многоэтажное гетто в самом центре столицы. Оба дома — этот и упомянутый выше дом с ромашками — были последними форпостами старого Киева на бывшей Солдатской слободке.
Горельефы на «Украинском доме»
Адрес: Крещатик, 2
Автор: В. Борисенко
Год: 1982
«Украинский дом» на Европейской площади (изначально — украинский филиал музея Ленина) — типичный представитель “имперского” советского модернизма. Это тяжеловесное здание, облицованное мрамором, с классической колоннадой и горельефами по периметру.
Вопреки заповедям декоммунизации любая уникальная, нештампованная мозаика, любой барельеф или горельеф ценны как примеры стиля, который уже никогда не повторится. Горельефы на «Украинском доме» ценны вдвойне — это образец редких угловых рельефов, в которых скульптор сумел обыграть угол 90 градусов.
Однако в 2016 году директор «Украинского дома» Юрий Стельмашук посчитал иначе. В один день работы скульптора Валентина Борисенко просто начали резать, оправдывая свои действия декоммунизацией - и это при том, что горельефы не включены в списки на демонтаж. Уничтожение удалось остановить, но на одной из фигур остались следы «болгарки». Сейчас горельеф закрыт национальным флагом.
Фото: tourinfo.kiev.ua, abcnews, censor.net.ua, inforesist.org, korrespondent.net, rusankovka.org.ua, rysanovka.kiev.ua, VladDonskoy, kr16, kiev.parentsportal.com.ua, Олег Тоцкий, unn.com.ua, Т.Довгань/delo.ua, starkiev.com, segodnya.ua, novostroykitut.com.ua, Rasal Hague, Sociopath, 24tv.ua.