Как могла выглядеть киевская ВДНХ: нереализованные проекты 50-х годов
В последнее время киевский Экспоцентр, долгое время пребывавший в упадке, начал обретать новую жизнь. На территории ВДНГ открыли сферический кинотеатр, мастерскую по изготовлению мебели, хаб городских проектов. Летом здесь проводят фестивали, открывают бассейн и кинотеатр под открытым небом, а зимой заливают самый большой каток в Украине.
Комплекс ВДНХ — один из наиболее целостных архитектурных ансамблей города. Архитектура павильонов может служить энциклопедией сталинского ампира. Впрочем, современный вид киевского Экспоцентра мог быть другим.
На лекции в Prostir 86 исследователь сталинской архитектуры Киева, автор блога об истории города Семен Широчин рассказал о нереализованных проектах ВДНХ. Мы записали самое интересное.
Из истории
Московскую ВДНХ открыли еще в 1939 году, и Киеву также нужна была своя “выставка”.
Архитектурный конкурс был объявлен в 1949-м, а окончательный проект утвердили в 1952-м.
Точное количество проектов, которые рассматривал город, неизвестно. Информация о большинстве из них не сохранилась. Авторы проекта-победителя - Жежерин, Орехов, Мезенцева, Станиславский, Баталов и Малкин. Павильоны разработаны разными архитекторами, при этом составляют единый ансамбль.
ВДНХ строили на месте небольшого пригородного хутора Красный трактир. При строительстве использовались современные материалы и технологии, при этом в стилистическом решении использованы классические приемы, часть из которых можно увидеть в известных античных зданиях.
Строительство продолжалось 6 лет, а официальное открытие состоялось в июле 1958 года.
Всего на ВДНХ находится 180 построек, 20 из которых получили статус историко-культурных памятников Украины. Они расположились на площади в 287 га, из которых 171 га - это садовые и лесопарковые зоны, а ещё 4 га занимают пруды и озера.
Нереализованные проекты
Проект архитектора Приймака и группы архитекторов, 1949 год
Главный вход
С 1955-1973 главным архитектором Киева был Борис Приймак, автор нескольких значимых для города проектов. Среди его работ - Главпочтамт на Майдане Незалежности и план застройки Крещатика, оформление моста Патона, гостиница “Украина”, станций метро “Шулявская”, “Нивки”, “Берестейская” и “Контрактовая площадь”.
Также Приймак предложил свой проект ВДНХ. Именно в нем наиболее глубоко представлено украинское барокко. По задумке архитектора, киевская выставка должна была включать 5 павильонов (в современном проекте их 18): главный, павильон показа достижений народного хозяйства, животноводства, растениеводства, механизации. Концепция пространства последовательна образцу московского ВДНХ.
Главный павильон
Вход на территорию ВДНХ начинался с античной триумфальной арки, а за ним виднелся главный павильон, который являлся демонстрацией украинского барокко. Яркое цветовое решение и взаимодействие разных материалов - керамики, кирпича, стекла, металла - создает торжественный и яркий вид в противовес военному и серому виду города вокруг.
Конечно, не обошлось без шпиля. Павильон демонстрации достижений народного хозяйства похож на Колизей. Но античных богов на колоннах заменили рабочими, крестьянами. Тематика процесса труда присутствует в архитектуре не только ВДНХ, но и в целом в сталинском ампире. Характерными цветами для него являются: красный, белый и золотистый.
Павильон животноводства
Павильон животноводства с элементами барокко, полихромным узором крыши, напоминает барочные фасады костёлов..
Павильон растениеводства
Павильон показа достижений
Интересно, что подобная практика “реставрации” классики в 30-х годах считалась устаревшей, ведь тогда был период конструктивизма. В 40-х такой подход стал модным и оправданным.
Проект архитекторов Заболотного, Гречина, Юрченко, Яворивского, Беляева, 1949 год
Общий вид
Владимир Заболотный известен несколькими знаковыми киевскими проектами. Именно он спроектировал здание Верховной Рады. Также занимался жилыми домами в Киеве и Луганске, планировал Кривой Рог, Черкассы и Кременчуг.
Главный вход
Если изначально идея ВДНХ заключалась в демонстрации успехов сельского хозяйства УССР, то Заболотный и его коллеги предложили добавить еще и достижения промышленности. А значит, это дополнительные павильоны и выставки.
Павильон достижений сельского хозяйства
По задумке авторов, главный вход ВДНХ не перекрывает вид на павильоны, их можно увидеть, как только заходишь на выставку. В центре, возле главного павильона, - памятник Сталину.
Павильон растениеводства
У главного павильона имелась и смотровая площадка. В то время многие высотные проекты подразумевали сооружение смотровой площадки. Например, она присутствует в довоенных проектах Ботсада и некоторых проектах высотных зданий на Крещатике.
Главный павильон - это круглое здание с одним выходом. Экспонаты расположены по кругу, так что посетители, осматривающие выставку, не смогут пропустить ни одного из них или выйти раньше.
Лепнина и снопы, которые видны на фасаде главного павильона, потом воплотятся в лепнину на жилых домах. Ее до сих пор можно увидеть на ДВРЗ и Зверинце.
Проект Заболотного так и не был воплощен. Единственное, что от него осталось в современной ВДНХ - памятник Мичурину. Но в 90-х он куда-то исчез.
Проект Новикова, Баталова, Куцевича, Жежерина, Гринберга, Крылова, Малышенко, Зуева, Бондаренко, Сидоренко, год неизвестен
Общий вид
Информации об этом проекте совсем немного. Как и остальные, он не был реализован и остался лишь на бумаге. Архитектор Борис Жежерин также работал над действующим проектом ВДНХ, спроектировав главный павильон выставки. Он также является автором проекта станции метро Золотые ворота.
Главный вход
Главный павильон
Проект Новикова отличается тем, что архитектурные ансамбли павильонов раскрываются не постепенно, а сразу.
Павильон животноводства
Главный павильон расположен не по центру, а сбоку. И что совсем нетипично - он не самый нарядный. Самый нарядный - павильон достижений областей.
Павильон показа достижений
Фото - из архива, предоставлены Семеном Широчиным