Кто и как превращает львовский Пидзамче в район стрит-арта

Осенью прошлого года творческое объединение «Фарбований лис» разработало пешеходный маршрут по муралам одного из центральных районов Львова — Пидзамче. Они собрали 15 имеющихся стенописей, нарисовали шесть новых и издали путеводитель Lviv WallKing.

О том, как Львов становится еще одним городом муралов, о подборе рисунков и реакцию на них местных жителей мы поговорили с руководителем проекта «Фарбований лис» Тарасом Довгалюком.

Читайте также:

Другой город: Район муралов в Гданьске

«Фарбований лис» — кластер, который появился еще в январе 2015 года и объединил несколько десятков уличных художников. Он разместился на территории ревитализированного завода РЭМА, где имеет собственную галерею и мастерские для художников. Но главная цель проекта — быть платформой для коммуникации между уличными художниками, властью и спонсорами.

«Раньше их взаимодействие выглядело как броуновское движение: спонсоры не знают, к кому идти, художники — где взять деньги. Теперь художники имеют возможность лучше общаться между собой и проще реализовывать творческие проекты», — говорит Тарас Довгалюк, основатель «Фарбованого лиса» и уличный художник.

Сейчас костяк команды — это три человека. Тарас и еще двое местных художников: Денис Метелин и Андрей Савчишин. Все они занимались уличным искусством и до появления «Фарбованого лиса».

«Впервые город пригласил нас к официальному сотрудничеству в 2012 году. Тогда в рамках проекта »Ревитализация Пидзамче« мы разрисовывали дворы и детские площадки. А до того мы рисовали только на заброшенных заводах и на стенах вдоль железнодорожных путей», — говорит Тарас.

Их первой «официальной» работой стал мурал «Первая стенопись» на ул. Подзамче, 4. Над ним работало сразу два десятка уличных художников. Каждый расписывал свой кусок стены в собственном стиле, вписывая рисунок в общую композицию.

«Это была первая во Львове стенопись. Тогда власти начали сотрудничать с нами, хоть еще 5 лет до того мэрия абсолютно негативно реагировала на граффити. Нам не давали разрешение на работу, а о финансировании вообще и речи не было», — рассказывал Тарас изданию «Твой город».

Позже ребята в течение нескольких лет создавали стенописи совместно с другими художественными проектами.

Затем появилось объединение «Фарбований лис», и за два года его существования команда устроила шесть выставок, фестиваль граффити «Алярм», совместно с инициативой «Мастерская города» разрисовали автобусную остановку и дворики нескольких детских садов. Последним крупным проектом стал фестиваль муралов Lviv WallKing.Весной 2017 года «Фарбований лис» выиграл грант от Львовского городского совета «Сделаем Львов лучше!» и получил 65 тыс. грн на проект Lviv WallKing.

На эти деньги они совместно с несколькими франковскими художниками создали шесть новых муралов в Пидзамче и издали путеводитель по всем стенописям района, которых здесь сконцентрировано много (всего во Львове 54 мурала, и половина из них находится именно в Пидзамче).

Путеводитель Lviv WallKing печатался не для продажи — он распространяется среди потенциальных партнеров и спонсоров. Но любой может бесплатно посмотреть его здесь.

Читайте также:

Инициатор создания серии граффити в Киеве Гео Лерос о выборе эскизов, конфликтах с жителями, новых проектах

Появилось приложение с картой киевских муралов

Маршрут Lviv WallKing начинается неподалеку от площади Старый рынок — на ул. Черноморской, 3. Там находится мурал «Спектр».

«Тема стенописи пересекается с цикличностью в жизни. Автор изобразил пружинку-игрушку, которая успела не так давно побывать на пике популярности и теперь, по сути, забыта. С другой стороны, изображены руки — фрагмент известной классической фрески», — объясняют идею работы в путеводителе.

Стену именно этого дома выбрали из-за того, что она вся была исписана, облезлая и страшная. Мурал должен был упорядочить визуальный беспорядок.

«Чем больше легального граффити — тем меньше нелегального. На мурале меньше будут рисовать, чем на пустой стене. Хотя изредка все же приходится реставрировать рисунки от “ночных надписей”», — говорит Тарас.

Другие критерии отбора зданий для работ: оно не должно быть историческим памятником, должно находиться на балансе города, быть без налепленных кусков утеплителя, относительно целым и не сыпаться — средств на предварительный ремонт обычно нет.

Каждый из муралов создается так, чтобы органично вписаться в окружающую среду. Например, рядом с детским садом на ул. Гайдамацкой, 4 создали мурал «Детские игры». Его эскиз разрабатывали с мыслью о том, что рисунок ежедневно будут видеть дети.

«Торец дома смотрит на детский сад, поэтому автор решил обратиться к теме детских игрушек, которые теряют свою актуальность в условиях большого количества игровых устройств», — объясняют в путеводителе.

Иногда ключевой замысел художника в том, чтобы гармонично вписать цветовую гамму муралов в окружающую среду. Именно этим руководствовался Тарас Довгалюк, когда создавал работу «Созерцание» на ул. Сянской, 4. Окружающие дома там — светло-желтых и песчаных цветов, поэтому мурал выполнен в спокойных коричневых тонах.

За месяц до начала работы в подъездах домов, где планируется создать стенопись, «Фарбований лис» размещает информацию о проекте и контакты для вопросов или замечаний.

«Этот процесс необходим. Художники должны уважать среду, в которой будут работать. Конфликты или провокации не являются задачами проекта», — говорит Тарас.

Например, жители дома, на котором рисовали мурал «Социальная гравитация» (ул. Жовкивская, 49а), попросили уменьшить количество темных цветов в эскизе, потому что у них это вызвало негативные ассоциации.

«Темные цвета часто вызывают непонимание у зрителей, хотя для художников это обычный художественный прием. В нашем случае — темный цвет задавал глубину рисунку. Но мы с художником таки пошли на компромисс и изменили фрагмент эскиза», — говорит Тарас.

Впрочем, чаще всего жители не слишком активно приобщаются к предварительному обсуждению муралов. Подходят с вопросами или замечаниями уже когда художники работают над стенописью. Жесткой критики пока не случалось.

«Бывало, рисуем мурал, а у нас спрашивают телефон, потому что нужно забор покрасить. Или спрашивают, утепляем ли мы фасады», — говорит Тарас.

На проекте Lviv WallKing художники, конечно, не собираются останавливаться. Говорят, что во Львове достаточно стен, которые пустуют.

«Перспективы хорошие. В частности, потому, что уже налажен диалог с местной властью, у нас с ними плодотворное сотрудничество», — говорит Тарас.

Однако конкретные проекты, которые запланированы на ближайшее время, не разглашает.

Уже который год подряд общины и городские власти зовут ребят во львовский спальный район с блочными девятиэтажками — на Сихов. Пока художники отказываются.

Читайте также:

Им виднее: Художники и кураторы о том, что такое плохой и хороший стрит-арт

Стрит-арт маршрут: 17 новых муралов и граффити Одессы

Одна из причин в том, что на стенах многих местных домов хаотично разбросаны клочки утеплителя, а следовательно, площадь для рисования неудачная. И нет никаких гарантий, что впоследствии кто-то не додумается налепить утеплитель поверх мурала.

«С другой стороны, Сихов страдает от того, что он безликий, и уличное искусство как раз решило бы задачу эстетического наполнения этого спального района», — говорит Тарас.

Но здесь есть еще одна проблема — финансовая. Средств для создания муралов на девятиэтажном торце нужно куда больше, чем тех, которые были выделены под проекты, в которые «Фарбованого лиса» приглашали раньше.

Мурал на невысоком доме обходится в несколько десятков тысяч гривен, на высотном — более ста тысяч.

«В прошлом году я пытался привлекать частные средства, но компании не всегда понимали, в чем их роль. Я объяснял, что суть проекта — это создание художественного продукта, а не продвижение определенного бренда. Но спонсоры хотели диктовать, что рисовать, и не давали художнику самовыразиться», — говорит Тарас.

Пока «Фарбованом лису» не удавалось привлекать средства для масштабных проектов или приглашения иностранных художников, как это делают в Киеве или Одессе. Но ребята в постоянном процессе поиска новых спонсоров.

Фото: Lviv WallKing, Buro 24/7

Понравилась статья? Поставь реакцию!
Увійдіть, щоб залишити реакцію!
Опубликовано: 21 февраля 2018
Переходь на українську!
Перейти