Проект «Тимчасова видимість»: новая жизнь заброшенных зданий в Черновцах
В Украине все чаще начинают осваивать заброшенные пространства. Этим летом в разных городах реализовали сразу несколько проектов по их переосмыслению, самым масштабным из которых стала резиденция Жанны Кадыровой и Сергея Браткова в Иршанске Житомирской области. Современные художники работали над преобразованием индустриального пространства города, создавая разнообразные арт-объекты.
Еще один проект был реализован в Кременчуге. Объектами арт-интервенций стали помещения бывшей советской Художественной галереи и заброшенный кинотеатр.
В конце июля в Черновцах провели исследование городских пространств «Мистецькі інтервенції» в рамках проект «Тимчасова видимість». Мы поговорили с его украинским организатором Натальей Еременко и выяснили, что такое интервенции городского пространства, для чего они нужны и как почувствовать настоящий дух города.
Об идее
Идея исследования заброшенных территорий в Черновцах и придания им новой жизни - продукт совместной интеллектуальной работы урбанистов и Натальи Еременко (Украина), Котрины Валюкевичюте (Литва), Юлиан Ран (Германия). Они познакомились на форуме программы Тандем, которая выдает гранты на реализацию интересных культурных проектов в Украине.
Интервенции – это использование пространств, которые раньше не использовались или использовались мало.
«Мы хотели исследовать заброшенные городские пространства Черновцов, обратить на них внимание жителей города. Особенно на те из них, которые обладают исторической и культурной ценностью и находятся в состоянии разрушения. Также хотели создать условия для сотрудничества молодых активистов из разных сфер деятельности: музыкального и литературного менеджмента, архитектуры, урбанистики. Еще лично мне очень хотелось почувствовать, что в городе есть, с кем работать, что есть молодежь за спиной. Я это получила», - рассказывает Наталья Еременко.
Сперва ребята думали обустроить в одном из заброшенных зданий Черновцов платформу для взаимодействия активистов на постоянной основе. Но вскоре поняли, что брать одну локацию очень рискованно – не было уверенности, хватит ли ресурсов для наполнения площадки культурной программой на постоянной основе. Поэтому решили не ограничиваться одной локацией, а расширить проект на максимальное количество пространств: кинотеатр “Украина”, пустырь перед бывшим еврейским приютом на улице Барбюса, двор Краеведческого музея и набережную речки Прут.
Над преобразованием каждой локации работала команда из четырех активистов. Всего организаторы отобрали для проекта 14 добровольцев, которые стали его соорганизаторами.
Что было
Первая локация - Набережная реки Прут - представляет собой пляж с небольшими шашлычными. Инфраструктуры в этом районе практически нет, туда даже не ходит транспорт. В советское время берег был застроен заводами, после перестройки они закрылись, но ничего нового на них месте не возникло. Сейчас в силу неприспособленности прутский пляж не особо привлекает черновчан.
Организаторы интервенции убеждены, это место имеет огромный потенциал и может стать зоной рекреации, районом развлечений и культурного отдыха. Целью интервенции было продемонстрировать новые функции и возможности этой территории, привлечь внимание к перспективным локациям, которыми она наполнена. А также избавиться от стереотипа об изолированности и удаленность набережной от центра города.
Вторая локация - дворик Краеведческого музея - до интервенции был всегда закрыт, 60 лет его не открывали.
Пустырь на улице Барбюса перед зданием бывшего еврейского приюта стал пустырем в результате снесения аварийного дома в 2000 году. Теперь организаторы рассчитывают на его возрождение, потому что как показали интервенции – потенциал у пустыря большой.
Что касается кинотеатра «Украина», то еще до 2005 года тут проводили кинофестивали, а по соседству с ним, на улице Кобылянской, находилось еще четыре кинотеатра. Сейчас на улице остался лишь кинотеатр имени Ольги Кобылянской, один из двух действующих кинозалов Черновцов.
Что стало
Буквально за несколько дней активистам удалось убрать территорию четырех локаций, минимально декорировать ее и устроить там ряд активностей.
В кинотеатре “Украина” создали интерактивную съемочную площадку, где каждый желающий в течение дня мог принять участие в съемках фильма ужасов.
«Во время интервенции в кинотеатр заходило очень много людей старшего возраста, которые посещали его в советское время. Они рассказывали о его истории. Эти люди - живая память. У них есть информация, которая нужна нам, а у нас - ресурсы и желание возвращать к жизни пространства их юности. Это создает между младшим и старшим поколением городских жителей важную связь», - говорит Наталья.
На берегу реки Прут провели концерт группы Grisly Faye. Там также прошел показ фильма «Хлеб» (1929, саундтрек Port Mone), устроили костер-party, а диджеи играли свои сеты.
Пожалуй, больше всего сил и времени у организаторов ушло на уборку пустыря на улице Барбюса. Там создали музыкальную инсталляцию на тему еврейской памяти - во дворе развесили жестяные банкки, из которых доносились переведенные на четыре языка и озвученные частные письма депортированных в 1940-41 годах евреев.
А дворик Краеведческого музея начали снова использовать - в это воскресенье один из участников проекта провел там второе со времени интервенции событие - показ фильма «Земля» Довженка.
Планы на будущее
Свой проект по исследованию заброшенных пространств урбанисты завершать не собираются. Например, планируют постоянно использовать одну из площадок - пустырь возле улицы Барбюса:
“Это открытое пространство в очень интересном и живом районе - бывший еврейский квартал и центр еврейского гетто 1941-1944 годов. Мы хотим создать там площадку для диалога на тему исторической памяти в городе, проводить кинопоказы, дискуссии”.
Активисты пока не собираются выходить за пределы Черновцов, потому что там все еще остается много работы. “Для того, чтобы проводить подобные исследования в городе, нужно очень хорошо знать местный контекст или иметь желание его узнавать. Я обнаружила, что очень мало знаю и мало интересуюсь сегодняшним городом, а живу всеми этими мифами о великом и прекрасном австрийском прошлом. Следующий проект хочу сделать о современном городе”, - говорит Наталья.
Фото: Roșa Collective