Сила искусства: как стрит-арт меняет города
В последнее время на стенах Киева стало появляться все больше объектов стрит-арта. Отношение к нему было и остается неоднозначным.
Мы решили вспомнить историю возникновения стрит-арта в мире и выбрали несколько самых ярких современных представителей этого жанра.
С чего все начиналось
Считается, что первая ласточка стрит-арта относится к 1942 году, когда рабочий Килрой решил подписать все ящики с бомбами, произведенными в Детройте, фразой Kilroy was here. После этого европейские солдаты подхватили его инициативу, принявшись подписывать таким образом стены, устоявшие во время бомбардировок.
Поначалу стрит-арт воспринимался обществом не иначе как проявление чистого вандализма. Все потому, что граффити ассоциировалось с коммуникацией между бандами. Это был своеобразный шифр, с помощью которого они могли передавать друг другу сообщения об уже совершенных или будущих преступлениях, угрозы и пожелания.
Однако потом выяснилось, что граффити гораздо реже появляется в кварталах с высоким уровнем преступности. В то же время жители городов стали отдавать должное социальному и политическому посылу граффити, который вдохновлял их на борьбу и выражение собственной гражданской позиции. Например, стрит-арт играл далеко не последнюю роль во время Арабской весны.
Ключевые фигуры
Особую роль в отстаивании роли граффити в качестве вида искусства сыграли Жан-Мишель Баския и неуловимый Бэнкси.
Многие из работ Баския, в которых он сочетал элементы уличного искусства с неоэкспрессионизмом, были проданы за баснословные деньги, что вывело граффити на новый уровень и дало искусствоведам повод задуматься: «Так граффити – это все же искусство?».
Жан-Мишель Баския
Но, конечно, главный вклад в развитие граффити внес Бэнкси, чье имя гремит на весь мир и в то же время никому не известно. Бэнкси четыре раза отказывался от предложения Nike создать для них рекламу, но не отказался нарисовать обложку для альбома группы Blur.
Бэнкси
Брэд Питт не пожалел более 2 миллионов долларов на то, чтобы купить оригинал работы Бэнкси, а те работы, которые актер еще не купил, оцениваются в сотни тысяч долларов. Правда, для того, чтобы их продать, придется оставить зияющие дырки в чьих-то домах, что пока не спешат делать.
Граффити-гетто
С течением времени стрит-арт только набирает популярность. Во многих городах вроде Мельбурна, Варшавы, Праги, Нью-Йорка, Парижа, Цюриха и Копенгагена создаются легальные площадки под объекты уличного искусства. Правда, под легальной площадкой в данном случае имеется в виду длинная стена, на которой все желающие могут скопом писать все, что им будет угодно. Такое себе граффити-гетто, которое едва ли вдохновит свободолюбивых и мятежных уличных художников. Рисовать же на объектах, находящихся в частной собственности, можно разве что их владельцам.
Жители городов до сих пор сохраняют негативные ассоциации между граффити и бандами. Согласно исследованиям, проведенным в Мельбурне, они терпеть не могут надписи и тэги на стенах, хотя вполне тепло относятся к красивым и уместным рисункам.
Что касается отношения к граффити искусствоведов и других специалистов, работающих в околокультурной сфере, то за последние годы оно стало куда более лояльным. Профессор университета Северной Калифорнии Элизабет Каррид-Холкетт в своем интервью для Co.Design. отметила: «Когда вы видите граффити – это знак того, что здесь происходит много интересных вещей. Города, в которых много граффити – это обычно культурные и художественные центры».
Если так, то Киев на правильном пути.
Стрит-арт-артисты, завоевавшие мировую известность
Blek le Rat
Наверно, во первых строках стоит вспомнить Блэка Крысу. Именно под впечатлением от его творчества Бэнкси развил свою уникальную манеру, которая не так уж уникальна. Это именно Блэк Крыса придумал технику трафарета, ввел в моду инкогнито художество и минимализм композиции. Хотя надо отдать должное Бэнкси, без созданных им острых социальных карикатур граффити так и осталось бы всего лишь «отвратительным вандализмом».
Seak
Ярчайший представитель немецкого стрит-арта. Seak пишет 3D-композиции в футуристическом стиле, разбавляя его элементами панк-рока.
Retna
Retna не только художник, но еще и создатель искусственного шрифта на основе готического письма, египетских иероглифов, арабской и еврейской каллиграфии. Кроме того, он создавал рекламы для VistaJet, Louis Vuitton и Nike.
Дэвид Чоу
Художник-муралист корейского происхождения, благодаря своим работам сколотивший огромное состояние. Рисовал обложки альбомов для Jay-Z и Linking Park, оформлял офис Facebook. Благодаря веб-сериалу Thumbs Up! Известен еще и как автостопщик, объехавший полмира.
Laser 3,14
Пожалуй, Laser 3,14 - самый незамысловатый и в то же время самый близкий народу муралист. Все потому, что амстердамский художник и поэт не рисует аллегорические изображения, над которыми приходится поломать голову, а оставляет емкие и афористичные строки на европейских улицах. 3,14 является аллюзией на число П, что одновременно расшифровывается как Public Image.
JR
Фотограф и графити-гиперреалист, которого уже окрестили «Картье-Брессоном 21-го века». Кроме того, JR получил премию Ted, которая вручается за «желание изменить мир».
Посмотрите презентацию JR на Ted.
Мартин Рон
Пожалуй, мы еще не раз услышим это имя. Он настоящая латиноамериканская звезда и гений стрит-арта. Просто посмотрите его работы, они не нуждаются в комментариях.
Текст: Евгения Дольская
Фото: Luis Rubio, Brian Robert Marshall, Flickr/ Infrogmation of New Orleans, Szater, Jason McDowell, Dominic Robinson, Duncan Hull, caruba, Kevin Collins, bixentro, Eric Lin, Garrett Ziegler, amanda farah, Cassidy Curtis, Todd Shaffer, urbanartcore.eu, ssamba, pliffgrieff, A Syn, Eric Demarcq, Lux & Jourik, Wally Gobetz, Daniel Lobo, Lord Jim, emmma peel, street-art.nl, laser314.com, Insideoutproject, RJ, (vincent desjardins), Taxiarchos228, Insideoutproject, jr-art.net, Badger, Fb/Martin Ron.