Как Владимир Кадыгроб и Катерина Тейлор превратили склады в арт-пространство
На Подоле появляется все больше мест, которые осваивают творческие люди. На территории бывших заводов и цехов возникают галереи и лекционные залы, там проводят маркеты и фестивали.
Совсем недавно арт-кураторы Владимир Кадыгроб и Катерина Тейлор взялись за ревитализацию промышленных складов на Набережно-Крещатицкой, между Гаванским и Рыбальским мостом.
Арт-пространство Port уже начинает работать. Хотя официальное открытие запланировано на сентябрь, во вторник тут провели первую лекцию – фотограф Сергей Моргунов рассказывал об особенностях съемки в АТО.
Мы побывали в Port и поговорили с его создателями о том, что в нем будет происходить, а также о процессе ревитализации и наполнении промышленных пространств новыми смыслами.
О винных складах
На протяжении шести лет Владимир Кадыгроб и Катерина Тейлор работали как проектное бюро, реализовывая свои идеи в разных местах города. Один из самых масштабных их проектов – Kyiv Sculpture project на территории Ботанического сада. Также арт-кураторы занимались резиденциями для художников.
Все это время Владимир и Катя мечтали о своем пространстве. Специально искали промышленное помещение – им была близка идея ревитализации. В начале лета они нашли здание на Набережно-Крещатицкой. Часть его уже сдавалась под офисы, а на втором этаже пустовало пару комнат.
"Это здание было построено в 60-х годах и до перестройки использовалось как продовольственный склад Укрречпорта – тут хранились крупы, соль. В 90-е годы помещение приватизировали и буквально до того момента, пока мы его не арендовали, хранили в нем вино. Поэтому мы считаем, что здесь – хорошая карма.
У этого помещения была совершенно другая роль, оно служило иным целям – продукты со складов передавали на пришвартованные у берега пассажирские корабли. Теперь мы передаем здесь знания", - говорит Катерина.
«Port – это креативная площадка, мультифункциональное арт-пространство. Прогрессивное место в духе Нью-Йорка или Берлина»
Место арт-кураторам показалось идеальным – совсем недалеко находится фонд «Изоляция», также осваивающий промышленные помещения. Еще одни соседи нового арт-пространства – галереи Арт-причала. Так что есть шанс создать на Подоле что-то вроде квартала креативных индустрий.
«Все спрашивают, как мы нашли это место. Самое удивительное, что даже в центре Киева есть огромное количество пустующих пространств. Но при этом творческие люди не могут найти место для работы. Подол сейчас развивается как творческий район. Десять минут до метро, на машине удобно добираться. Кроме того, площадка находится прямо у воды, здесь чистый воздух», - говорит Владимир.
О разумной ревитализации
Арт-пространство разместилось в двух просторных помещениях с высокими потолками. В одном из них создали что-то вроде рабочей зоны и лектория. Здесь минимум мебели – деревянные стол, стулья, полки с книгами, старая лавка, привезенная Катериной из Львовской области.
После ремонта осталась лестница, ее немного подкрасили и решили не убирать. Сотрудники Port называют ее лестницей в небо – выглянуть в окно и вправду можно только с ее помощью. Вдоль стен тянутся старые батареи, их тоже решили не трогать. Зал оборудован проектором, профессиональным светом и звуком, именно в нем будут проводить лекции.
Во втором зале будут располагаться мастерские художников. В основном зале сейчас представлены картины из коллекции компании. К примеру, работы Никиты Кадана и Лады Наконечной.
Также в распоряжении арт-пространства – длинный коридор, который можно использовать как пространство для выставок. Сейчас здесь висят работы киевского фотографа Сергея Моргунова на тему востока.
Есть у Port и свой выход к воде. Недалеко от входа находится два пирса, которые можно использовать по согласованию с соседями.
«Даже в центре Киева есть огромное количество пустующих пространств. Но при этом творческие люди не могут найти место для работы»
В целом, создатели Port решили минимально вмешиваться в промышленное пространство – в этом состоит идея ревитализации. Из преобразований – лишь покраска стен, новая электрика и окна. Попасть в Port можно через слегка поржавевшую пожарную лестницу, по сознательным причинам ее тоже решили не красить.
«Сюда не нужно вешать канделябры. Мы хотели сохранить атмосферу места и добавить функциональность – так, чтобы это было удобно и безопасно», - говорит Владимир.
«Когда работаешь с индустриальным пространством, важно быть очень аккуратным, потому что у каждого места есть своя история», - добавляет Катя.
О концепции
Создатели Port хотят, чтобы бывшее промышленное пространство зажило новой жизнью. Планируют проводить здесь культурные, социокультурные, образовательные события.
В Port точно проведут очередную киевскую резиденцию для художников, хотят запустить программу киевских креативных индустрий. Конечно, будут проводить выставки, лекции и кинопоказы.
«Когда работаешь с индустриальным пространством, важно быть очень аккуратным, потому что у каждого места есть своя история»
Кроме собственных инициатив, будут и проекты партнеров – возможно, свои мероприятия проведут BigIdea, British Council и Польский институт.
«Port – это креативная площадка, мультифункциональное арт-пространство. Идея была переосмыслить его и сделать то, что называется ревитализацией. Мы сейчас как раз в процессе этого переосмысления. Коворкинга здесь не будет, но наше пространство достаточно открыто, например, если будут проходить выставки, сюда можно будет свободно приходить. Это такое прогрессивное место в духе Нью-Йорка или Берлина», - говорит Владимир.
О духе времени
Арт-кураторы говорят, что рано или поздно в Украине наступит золотое время для креативного класса, и подобные Port проекты будут возникать все чаще.
"Во многих странах Европы – в первую очередь в Германии и Британии - стали доступны индустриальные помещения. Государство начало отдавать их в пользование творческим сообществам за минимальные деньги или бесплатно. Например, в обмен на обустройство района. Это дало возможность креативному классу реализовывать свои проекты.
В Украине все происходит интуитивно, мы очень хотим, чтобы наша история была похожа на европейскую. В итоге так и будет. Просто у нас этот алгоритм идет в обратном порядке – не от государства к креативному классу и пользователю, а наоборот", - говорит Катерина.
Уже сейчас в Киеве появляется все больше активных людей, которые обустраивают заброшенные пространства, создают общественные огороды и креативные кластеры:
«Настало время. Все приходит вовремя для тех, кто умеет ждать. Выросло поколение с открытым мышлением, которое не имеет советских связей. С другой стороны, есть общественный запрос и дух времени. После Майдана вся эта социальная энергия, направленная на модернизацию, у нас все еще есть».
Фото: Юлий Кудланык, Виталий Ухов