Zv’yazani — это новый киевский бренд, который создает ковры ручной работы с современным дизайном и авторскими вариациями традиционных украинских узоров.
Основательницы бренда — Наталья Осауленко и Ольга Каретникова-Котягина. Ранее одна из них работала на государственной службе, другая была журналисткой. Впоследствии девушки основали собственные бренды аксессуаров для бариста и женской одежды, а после случайного знакомства решили начать общее дело — создавать ковры.
Нам они рассказали о поисках ткачей в украинских Карпатах и пустынях Марокко, стоимости стартапа и о том, почему вообще решили заняться именно коврами.
Девушки познакомились несколько лет назад на одной из вечеринок, которую организовывала Наталья. Впоследствии они начали дружить. Как-то разговорились о бизнесе и о том, чем хотели бы заниматься дальше — выяснилось, что обе думают о запуске производства ковров.
Наталье эта идея пришла в голову после того, как она увидела у подруги ковер из Индии. Он настолько понравился, что она была готова заплатить за изготовление подобного в Украине.
Начала искать мастера и не нашла — никто не хотел браться за ковры с оригинальным орнаментом.
С Ольгой в свое время тоже случилась подобная история.
«Вот так мы и придумали этот бизнес. Тогда еще не знали, насколько все будет непросто. Но понимали, что нашли почти никем не занятую в Украине нишу, и конкурентов у нас крайне мало. Есть лишь несколько крупных производителей машинных ковров и маленькие мастерские», — говорит Наталья.
Уже вскоре девушки начали ходить по музеям и исследовать украинскую традицию ткачества. Узоры старинных славянских ковров их покорили. Тогда и решили делать ковры с современными вариациями древних орнаментов.
Уже через несколько месяцев девушки поехали искать мастеров в Косив и Коломыю на Ивано-Франковщине, потому что много слышали о местных народных художниках. И вообще были убеждены, что в Украине хорошая ткацкая традиция и много специалистов. На самом деле оказалось, что профессия ткача практически на грани вымирания.
Не найдя украинских мастеров, девушки решили искать их за рубежом.
В феврале Ольга поехала в Индию, нашла там ткачих, но вырисовалась проблема с доставкой уже готовых изделий — она обходилась бы слишком дорого.
«В Индии все классно с производством. Приходишь, а там сто человек сидят и ткут сотню ковриков одновременно», — говорит Ольга.Позже основательницы вместе поехали в Марокко. Там тоже нашли мастеров, но с ними была другая проблема — все они живут в небольших поселениях где-то среди пустыни, там же ткут ковры.
Возможности общаться с мастерами напрямую нет, вся коммуникация только через их посредников на марокканских рынках.
Несмотря на это, девушки все же рискнули, договорились о сотрудничестве и приобрели у мастеров несколько готовых ковров для продажи.Потом была еще одна попытка найти украинских ткачей.
«Мы начали размещать объявления о поиске ткачей во все возможные группы и сообщества. Откликнулись девушки из Карпат», — говорит Ольга.Они недавно закончили Институт прикладных искусств, изучали именно ткачество. Большого опыта эти мастера не имели, но отлично выполнили тестовое задание.
Первый ковер мастерицы изготовили за три недели. Его запостили на Facebook, и в тот же день ковер купили.
После этого Наталья и Ольга арендовали для мастериц помещение в Карпатах, купили им новые ткацкие станки и запустили производство.
От решения начать бизнес к изготовлению первого ковра прошел год.
Сейчас в команде Zv’yazani работают три мастера из Карпат, технический директор, SMM-щик и штатный дизайнер. И, конечно, сами основательницы Наталья и Ольга:
«Также мы активно сотрудничаем с украинскими иллюстраторами — Лилит Саркисян, Сашей Годяевой и Аней Моксуновой. Они делают для нас замечательные рисунки».
Техническим директором стала выпускница киевского института декоративно-прикладного искусства и дизайна имени Бойчука. Она посоветовала проконсультироваться с преподавателями института по поиску мастеров и оборудования.
Девушки вспоминают, что сначала даже не знали, как назывались ткацкие станки и какие из них им нужны.
Просто гуглили и изучали все, что можно, о ткачестве. С появлением технического директора стало легче:
"Теперь мы можем говорить, что, мол, нам нужен станок, который будет делать так, так и вот так, а технический директор в ответ выдаст его название: «А, так вам нужен станок с бердо?»", — говорит Ольга.
Бренд уже имеет линейку из 10 ковров с осовремененными традиционными орнаментами и дизайном от известных иллюстраторов.
Также есть отдельная марокканская линейка ковров от местных мастеров.
Девушки готовы в любой момент браться за изготовление ковров под конкретных покупателей — на основе их эскизов или пожеланий.
«Ковер размером 2 на 2,5 метра изготавливают в течение 3-6 недель. Это если речь идет о простом геометрическом узоре. Каждая ниточка по рисунку вплетается вручную. Это тяжелая и дорогая работа», — говорит Наталья.
Размеры уже готовых ковров — 2х2,5 м, 2,5х3,2 м и 1,5х1,5 м. В целом же никаких ограничений в размерах и формах изделий не существует — можно изготовить все, что угодно заказчику:
«Цены разные — от 16 тысяч гривен за ковер поменьше и до 20-30 тысяч за большой. Ковровые дорожки могут стоить 3-6 тысяч. Все зависит от размеров и сложности исполнения».
Ковры изготавливают из шерсти овцы, закупленной в Украине. Ее красят вручную анилиновыми кислотными и пищевыми красителями.
При необходимости ковер также проклеивается по голландской технологии: к его основанию специальным клеем приклеивается хлопковое полотно. Благодаря этому ковер становится более крепким и дольше прослужит.
За первые недели работы удалось продать три ковра. Их приобрели предприниматели из Киева и Львова.
В будущем бренд планирует выходить и на международный рынок. Именно он интересен основательницам в первую очередь. Хотя на украинских покупателей они, конечно, тоже рассчитывают.
"Будем откровенны: тысяча долларов в Украине и тысяча долларов в Европе — это разные деньги.
Цена на ковры ручной работы объективно высока для Украины.
К тому же спрос в Европе на изделия ручной работы значительно больше, и там подобные ковры могут стоить несколько тысяч долларов", — говорит Ольга.
Конечно, бренд пока не приносит прибыли. Все заработанное сразу вкладывают в производство и развитие.
«Создавать бизнес ради искусства — это значит, что через три месяца он заглохнет. Бизнес должен создавать деньги и рабочие места, а уже потом искусство», — говорит Наталья.
На запуск бизнеса основательницы потратили уже 120 тысяч гривен.
«У нас одна только иллюстрация для ковра стоит 300-400 долларов. Ясно, что если продать десяток таких, то стоимость иллюстрации отобьется. Но маржа от продажи пока незначительна», — говорит Наталья.
Один ткацкий станок стоит 100-900 долларов. Зарплата ткачихи в Карпатах составляет около 8000 гривен в месяц. Иногда больше, если появляются какие-то дополнительные работы.
Говорят, что трудности встречались на каждом шагу. Сначала были проблемы с поиском мастеров и оборудования, теперь — покупателей и рынков сбыта.
«В Украине остались преимущественно старые мастера, которые не хотят развиваться и готовы делать только то, к чему они привыкли. Или же есть молодые мастера, которые мыслят категориями чистого искусства и не хотят делать коммерческие проекты».
Где брать оборудование, девушки тоже сначала не знали, потому что не имели контактов производителей. В итоге два станка им помогли найти во Львове их карпатские мастера.
Следующий вопрос, который предстоит решить — поиск рынков сбыта.
В январе следующего года Ольга и Наталья планируют поехать со своими коврами в Ганновер или Париж на всемирную выставку ковров.
«В этом году мы уже были Ганновере. Это 12 огромных павильонов с коврами со всего мира. И оказалось, что там вообще не было крафтового украинского производителя, лишь один с машинной работой».
Уже в ближайшее время девушки планируют открыть еще одну мастерскую в Киеве.
Это будет швейное производство, которое будет обслуживать все три бренда основательниц — собственно, ковры, и их другие бизнесы — по пошиву аксессуаров для бариста и женской одежды.
«Сейчас ищем в Киеве помещение, где в одном пространстве будут и наши швеи, и наши ткачихи, а также покрасочный цех. Ну, и мы где-то в коридоре, как основатели этого всего».
На открытие мастерской понадобится еще как минимум 120 тысяч гривен. И придется приобрести еще 3-4 больших вертикальных станка и 2-3 горизонтальных, за каждым из которых могут одновременно работать два человека. Имея такое количество людей и станков, удастся производить 4-6 ковров в месяц.
А еще Ольга и Наталья мечтают, что когда-то выпускники института прикладных искусств имени Бойчука будут рассматривать бренд Zv'yazani как основное и перспективное место для трудоустройства.