Накануне закрытия выставки UPHA Made in Ukraine искусствовед Екатерина Носко и куратор Анастасия Леонова рассказали, почему стоит знать об этом проекте.

Выставка знакомит культурное сообщество с художественными практиками современных украинских фотографов – участников Украинской фотографической альтернативы. Группа существует почти десять лет, но до сих пор сохраняет неформальный характер. Создание организации произошло тоже непринужденно – в 2010 году во время киевской фотовыставки "Два взгляда на фотографию".

Инициаторами, почувствовавшими необходимость создания платформы, которая объединила бы представителей медиа фотографии, стали четыре выдающихся украинских фотографа: Миша Педан, Роман Пятковка, Константин Смолянинов и Александр Ляпин.

За период существования УФА координаторы объединения организовали ряд зарубежных выставок, однако UPHA Made in Ukraine является первым масштабным высказыванием, что на качественно новом уровне работает с фотографическим творчеством. Представленная в АКТе выставка объединяет работы 40 авторов и является результатом исследований, базируюшихся на одноименной книге (издательство BOOKSHA).

Проект реализован в культурном пространстве АКТ, которое является частью арт-завода Платформа. Выставка открыта для посетителей с 20 июня по 7 августа, поэтому шансы пересмотреть масштабный срез украинской современной фотографии, в сравнительно спокойный выставочный период, были высокими.

Кураторы UPHA Made in Ukraine Виктория Бавикина, Максим Горбацкий и Ярослав Солопов; консультант в отборе проектов Миша Педан; арт-директор Миша Букша; менеджер проекта Марина Дьякова. Такую комбинацию кураторов можно считать удачной – большинство указанных организаторов активно участвуют в деятельности Украинской фотографической альтернативы.

Еще до открытия выставочного проекта командой издательства BOOKSHA была проведена многолетняя работа над созданием книги, которая фиксирует и архивирует современную украинскую фотографию, через творчество авторов УФА. Поэтому выставку UPHA Made in Ukraine мы видим как логическое продолжение развития Украинской фотографической альтернативы, воплощенной сначала в книжном формате.

Сейчас издание, созданное в сложной дизайн-концепции, существует в двух экземплярах, ведь найти возможность качественно напечатать тираж – дело не из легких. Впрочем, издательство BOOKSHA уже представило макет книги в 2018 году на Paris Photo, на фестивале Kyiv Photo Book и Книжном Арсенале в 2019 году. Об издании говорят как об одном из наиболее ожидаемых в книжной сфере Украины. В связи с открытием выставки UPHA Made in Ukraine контекст для книги заметно расширился: выставка стала одной из форм презентации исследования и поводом для дискурса в культурных кругах.

Что касается самой УФА, как ассоциации, отметим, что слово "альтернатива" в названии организации у многих вызывает вопрос: когда УФА вышла в публичное поле, культурные деятели пытались понять, к чему именно предлагается альтернатива. Один из самых распространенных вариантов ответов – Союзу фотохудожников Украины. Впрочем, вопрос звучал не только от внешних наблюдателей – об этом спрашивает себя и один из основателей УФА, Миша Педан: “Первый вопрос, который я себе задал, – в каком смысле альтернатива? Альтернатива чему? Альтернатива Союзу? Конечно, нет. Потому что Союза не существует. Это последний динозавр, размерами с мышь, где-то тихо умирающий в полях. Это совершенно бессмысленное наследство советских организаций. Конечно, мы не альтернатива Союзу или фотоклубу. Альтернативой в данном случае стало альтернативное мышление.

Объединив почти две сотни художников и культурных деятелей, каждый из которых является самостоятельным/ой автором/кой, УФА предлагает множественность художественных взглядов, соответствующих современным вызовам. Участники группы в своих прогрессивных авторских позициях, находясь в поле собственных интересов, имеют возможность, благодаря объединяющей силе платформы, видеть творчество друг друга.

Украинская фотографическая альтернатива никоим образом не стремится эти взгляды унифицировать и закрепить как визуальный репрезентативный язык организации. Напротив, ассоциация живая и подвижная структура и развивается в результате деятельности ее участников, подчеркивая особенности каждого. То, как участники УФА сосуществуют в пределах кураторского видения на современную фотографию, заметно и в самой экспозиции выставки.

UPHA Made in Ukraine разворачивается перед зрителем постепенно, подобно книге со своей архитектурой, которая требует пауз во время перелистывания страниц. Создавая пространство для авторов внутри сводных боксов, кураторы делят зал на десятки отдельных проектов, чем разрушают традиционный линейный рассказ.

Олександр Чекменьов, проект Швидка допомога

Экспозиция выставочного проекта знакомит с творчеством авторов украинской фотографии. В нем наблюдается переосмысление советского наследия, работающее в связке с понятиями культурной памяти и публичного пространства. Серия работ Decommunized: Ukrainian Soviet Mosaics Евгения Никифорова нарушает эту проблематику через документацию советских мозаик, которые находятся в зоне риска и в любой момент могут быть уничтожены.

Євген Нікіфоров, проект Decommunized: Ukrainian Soviet Mosaics

Тема самоидентификации раскрывается через образы, созданные группой GORSAD.

В серии портретов и короткометражных фильмов участники группы изображают тревожную энергию украинской молодежи, пубертатные переживания и неподдельно честные чувства. В их работах явственно читается контекст, в котором были созданы фотографии – страна или место, что застряло между прошлым и будущим.

Група GORSAD

Молчаливое присутствие войны, социально-политических потрясений в Украине, переживания травматического опыта можно найти как в образах Андрея Ломакина и тонкой документации Владимира Петрова, так и в более прямолинейных рефлексиях Юлии Полуниной-Бут и Алены Гром.

Андрій Ломакін, проект Амулет
Володимир Петров
Юлія Полуніна-Бут, проект Барикада
Альона Гром, проект Засоби навчання

Финальную часть экспозиции кураторы посвятили до сих пор достаточно не представленной ​​в публичном поле теме телесности и сексуальности. Эта линия выстраивается на основе проектов Богдана Гуляя, технических экспериментов с многослойностью изображения в новых работах Романа Пятковки и интимных образах Игоря Чекачкова, в которых автор использует деконструкцию "чистого" изображения.

Роман Пятковка
Ігор Чекачков

Представление художественных подходов, форм и смыслов, с одной стороны, соответствует миссии Украинской фотографической альтернативы, а с другой, еще раз подтверждает, что коллективный голос, сформированный из десятков одиночных, может звучать четко и убедительно.

Кураторы фиксируют срез современных художественных практик и имен, делая их частью истории современного искусства уже сегодня – как в выставке, так и на страницах книги как медиума с долгосрочными планами. УФА уверенно движется от андеграунда и существования на периферии к институционализации, занимая центральные позиции. Романтика пребывания на грани себя, как организации, постепенно исчезает, на ее место приходят здоровые амбиции на получение права быть вписанной в культурно-художественный процесс.

Важно отметить, что одной из причин движения организации в заданном векторе стала неспособность представителей государственного сектора и деятелей современной культуры постичь украинское фотографическое пространство и создать условия для его архивирования. Такие обстоятельства становятся причиной низовых инициатив, в результате которых происходит фиксация художественных практик в Украине, часто усилиями самих художников.

Фото экспозиции: Максим Горбацкий

Выставка продлится до 7 августа.