Что смотреть и слушать на фестивале Brave! Factory
На территории завода «Киевметробуд» 23-24 августа пройдет фестиваль электронной музыки и смелой культуры Brave! Factory. Сложно сказать, что впечатляет больше — лайнап с пятью десятками талантливых артистов и настоящих легенд или масштаб стройки, затеянной ради одних суток фестиваля.
Пять сцен, галерея, пляж, фудкорт, лаунж-зоны, бесчисленные арт-объекты — все это создается на территории огромного работающего предприятия. Более того, даже строить всё стараются из материалов, найденных на территории — чтобы максимально интегрироваться в пространство и сохранить атмосферу. Участие принимают все: большая команда арт-центра Closer, волонтеры. И даже коллектив «Метростроя», кажется, искренне поддерживает мероприятие — здесь разрешают рисовать на сценах, строить декорации из подручных материалов и организовывать сцены в цехах.
Музыкальная программа фестиваля весьма насыщенна, поэтому мы решили сделать краткое описание для тех, кто уже планирует свой маршрут между сценами или еще только собирается купить билет. Рассказываем о десяти артистах, выступления которых стоит посетить. Впрочем, как и остальные. Также объясняем, где искать арт-составляющую события и какие локации фестиваля еще не мешало бы посмотреть.
И, главное, показываем, как все выглядит за несколько дней до фестиваля, в период активной подготовки.
Antracite
Это главная площадка фестиваля под открытым небом. Рядом расположилась внушительная гора угля — отсюда и название. Собрали сцену из опалубок, которые нашли здесь же, на территории. Это такие конструкции, которые используют при заливании тоннелей метро, а конкретно эти послужили при строительстве метро на Осокорки. Для основания собирали катушки для кабеля. В общем, практически все — из найденных здесь же материалов.
Напротив построили массивный двухъярусный бар, каждая часть которого весит около девяти тонн.
То, что к главной сцене ведут рельсы, тоже решили обыграть — соорудили напротив сцены вагон-«цеппелин», который станет функциональным арт-объектом.
Кого слушать:
Jaga Jazizst
Один из самых обсуждаемых привозов на фестиваль — коллектив из восьми участников. Их музыку принято характеризовать как электронно-экспериментальный ню-джаз. Талантливые норвежцы выпустили свой первый альбом еще в 1994 году. “Jævla Jazzist Grete Stitz” поразил музыкальное сообщество тем, как они сочетали джазовую виртуозность с элементами хип-хопа. На сегодняшний день у них пять полноформатных работ и более десятка синглов и EP.
На команду оказывали влияние самые разнообразные стили, начиная от британского гитарного шугэйзинга и свинга с прогрессив-роком 70-х и электроникой 90-х. Они играют в церквях, на рок-фестивалях, джазовых концертах и мероприятиях с электронной музыкой.
Практически все члены коллектива принимают участие в других музыкальных проектах, что заметно влияет на их альбомы. По словам Jagga Jazzist, секрет их музыки прост: “Имея в составе такое количество людей, вы получаете столько же различных мнений, восприятий и вкусов”.
Francesco Tristano
И еще один экспериментатор на этой же сцене. Академический пианист, композитор и автор интерпретаций классиков, который умудряется соединять фортепианную игру с современной танцевальной музыкой, Франческо продолжает работать как электронный продюсер, но развивается и как классический пианист. На счету этого дарования из Люксембурга совместные работы с такими ветеранами техно, как Карл Крейг, Мориц фон Освальд и Дерик Мэй, а также сотрудничество с дирижером Михаилом Плетнёвым, неоднократные премии на конкурсах пианистов и компиляции вместе с современными классиками — такими как Макс Рихтер.
Основная мысль Франческо состоит в том, что музыка — неважно, времен барокко она или же современная, танцевальная или экспериментальная — пытается объединить наш разум с телом, подарить нам ощущение удовольствия.
Container
Уютная отдаленная открытая площадка, огражденная с одной стороны грузовыми контейнерами, небольшая, но с интересными артистами и крутым муралом. Откроется только 24-го утром.
Кого слушать:
Zebra Katz
За этим псевдонимом скрывается феномен хип-хоп культуры последних лет — нью-йоркский квир-рэпер Оджей Морган. В 2012-м дизайнер Рик Оуэнс использовал его композицию Ima Read в шоу на парижской неделе моды, после чего Морган стал известным, его начали приглашать на различные фестивали.
Сейчас Оджей живет в Берлине, его треки ремикшируют Tricky, Grimes, Азилия Бэнкс и другие, а его голос звучит сразу в трех треках нового альбома Gorillaz.
Кстати, Оджей против термина “квир-хип-хоп”, и описывает своего героя так: «Zebra Katz минималистичен, лиричен, мрачен, претенциозен и завораживает мягким голосом». Он считает Zebra Katz исключительно арт-проектом, поэтому о своем музыкальном таланте высказывается весьма иронично: «Я вдохновлялся Ниной Симон и Мисси Эллиотт, а получилось что-то в духе Трики и Goldie. Может, это здорово, но я этого не планировал!».
Словом, его стоит не только услышать, но и увидеть.
Egyptian Lover
Egyptian Lover, он же Грег Бруссард, король 808 драм-машины и родоначальник рэпа западного побережья. Его музыка — это смесь электро, соула, фанка и хип-хопа, ей он посвятил больше 30 лет.
Популярность Грегу принес трек “Egypt, Egypt”, выпущенный в 1983 году и моментально ставший хитом. Да и до сих пор он самый продаваемый на iTunes у Egyptian Lover.
Кстати, прошлым летом Грег уже приезжал в Киев — играть в «Лесном причале». Не упустите легенду на этот раз. Обещают дух детройтского электро и, конечно же, драм-машину и речитатив в лучших традициях олдскульного хип-хопа.
Depo
Территорию, на которой раньше не было ничего, кроме строительного хлама, полностью расчистили и перестроили. Сделали деревянный настил и соорудили площадку на возвышении. Похоже на то, что на фестивале этот балкон постоянно будет заполнен. Тут будет свой бар, зона отдыха и, кажется, довольно интересные инсталляции.
Назвали так, поскольку сцена находится как раз рядом с депо, в котором стоит локомотив. Обещают, что на Brave его можно будет рассмотреть.
Есть как дневная, так и ночная программы.
Кого слушать:
Lawrence
Питер Керстен, он же Lawrence — продюсер и диджей из Гамбурга, успешно совмещающий музыку с кураторством в Mathew Gallery в Берлине и Нью-Йорке, а также с работой над собственным лейблом Dial.
Музыка Керстена напоминает о его любви к каноническому детройтскому минимал-техно в духе Роберта Худа, которого, кстати, также можно будет услышать на фестивале.
Derrick Carter
И еще одна легенда. Деррик Картер — один из героев, совершивших музыкальный переворот в 80-х годах — тогда в Чикаго родилась хаус-музыка.
У него собралось внушительное количество треков, выпущенных как под его настоящим именем, так и под многочисленными псевдонимами: Sound Patrol, Dо Bang, Oneiro, The Innocent. В 1995 году он начал работать с живой группой в качестве Sound Patrol Orchestra. В Британии Деррик основал собственный лейбл под названием Classic, который прекратил свое существование после сотого релиза.
Его музыку многие именуют “bompty”. Стиль легко узнаваем благодаря отрывистому басу, лоу-файным семплам и соблазнительному вокалу.
Angar
Техно-площадка расположилась в огромном формовочном цехе завода. Конечно, здесь убрали все лишнее, соорудили массивный бар, но в целом пространство осталось максимально аутентичным. Тут, конечно же, будет проходить ночная программа. Зато утром можно плавно переместиться в соседнее здание галереи или на площадку Container.
Robert Hood
И снова легенда, но этот раз — электронной сцены Детройта, также известный как Floorplan, Monobox, Inner Sanctum и The Vision. Худа до сих пор называют отцом минимал-техно, так как именно он своими вдохновляющими релизами во многом помог изменить лицо современного детройтского техно и способствовать его возрождению.
С 1990-х он вкладывает всю душу в эту музыку, стараясь придать ей уникальность. Благодаря сотрудничеству с Джеффом Миллзом и Майком Бэнксом на заре своей карьеры он был частью Underground Resistance и начал развивать звучание минимал-техно, которое должно было отражать весь радикализм, присущий этому жанру.
Octave One
И снова Детройт, настоящая классика. Культовый дуэт и семейный проект братьев Бёрденов дебютировал в 1990 году с треком “I Believe” в сборнике “Techno 2: The Next Generation”. Он стал хитом всех вечеринок и рейвов 90-х, для многих олицетворяя смысл детройтского техно. В этом же году они создали свой лейбл 430 West Records, где на сегодня выпустили уже сотни релизов.
Octave One также скрываются под различными псевдонимами: Metro D или Random Noise Generation.
Truba
Рядом с главной сценой расположилось вытянутое здание, на стене которого уже красуется скелет дракона. Дальняя часть сооружения, которая раньше служила складом, превратилась в площадку с экспериментальной музыкой. Пришлось отсюда все убрать, в том числе и лишние перегородки.
Кстати, чтобы к “Трубе” было проще добраться от главной сцены, сооружают небольшой мост.
Laurel Halo
Настоящее имя этой талантливой артистки из Мичигана — Ина Кьюб. Сегодня она живет в Берлине, где ведет ежемесячное шоу на Berlin Community Radio.
Ее дебютный альбом “King Felix” назвали прорывом года по версии Fact magazine, а следующий альбом “Hour Logic” Fact включил в список лучших за год.
Byetone
Олаф Бендер, он же Byetone – один из создателей лейбла Raster-Noton, его главный графический дизайнер и арт-куратор. В основе его творчества – медиа-арт, глитч как культура, свобода самовыражения и индустриальное минимал-техно как ритмический каркас.
Галерея и арт
Различные инсталляции разбросаны по всей территории фестиваля, но средоточием арта станет именно галерея (в обычное время – арматурный цех). Впрочем, некоторым художниках как раз пришлось работать с железом и заниматься сваркой для создания своих работ.
Галерея находится ближе всего ко входу, как раз за площадкой с газоном. Кстати, чтобы создать такую довольно простую вещь – ровную площадку с густой травой – пришлось здорово повозиться. Зато работники «Метростроя», которые привыкли видеть здесь сплошные ямы, в которые сбрасывали бетон и мусор, теперь просто счастливы. Тут же, за площадкой у галереи, расположилась очень фотогеничная надпись Brave. Буквы, конечно, собирали из материалов, найденных на территории. Одна только “А” весит шесть тонн.
Кого смотреть:
К этому направлению подошли так же серьезно, как и к музыкальному. Так что отбором художников (всего около 50) занималась группа из четырех кураторов. Работы создавали, отталкиваясь от возможностей и особенностей локации. Поэтому здесь и масштабные рисунки на стенах, и инсталляции, созданные из найденных на территории материалов. Обещают также медиа-арт и выставку фотографий.
Большинство художников из Украины, но будет также и несколько гостей: например, Клеменс Бер из Берлина, который создает инсталляции из найденных предметов. Территория завода для него – идеальное место.
Основой для инсталляций гостьи из Москвы Екатерины Коноваловой также послужили вторичные материалы, но с использованием современных технологий. А в продолжение темы метро Константин Шакула собирает «поезд-призрак» из арматурной сетки.
Также обещают показать видео Эстебана Дьяконо из Аргентины, который создает короткие ролики абсурдного смысла и абсурдной формы. А кроме масштабных муралов художники оставили на стенах и предметах небольшие рисунки-ребусы.
Другие площадки
Конечно, на территории сделали множество разномастных баров, а также отдельный фудкорт. Помимо привычных бургеров и лапши, здесь будет вегетарианская еда от Savage Food (та самая, которая сейчас существует на территории Closer) и полезные блюда от MOMO (заведение на ул. Сагайдачного). Также будет работать кофейня, точка с соками и чайная.
Над оформлением фудкорта тоже очень постарались. А если повезет с погодой, то мы еще увидим здесь и навес из 600 бумажных птиц.
Еще одна причина уповать на хорошую погоду - площадка “Пляж” рядом с Angar. Конечно, рыть искусственное озеро не стали, но разбрызгиватели, а также горы чистого песка обещают.
Фото: Дмитрий Ларин