Лекции на БЖ: Семь малоизвестных фактов из истории киевских массивов
Недавно мы писали о нереализованных проектах застройки Киева, существовавших в 60-70-е годы.
Исследователь киевского модернизма, автор блога Ukrainian modernism Лев Шевченко прочитал очередную лекцию в Prostir 86, теперь об истории киевских микрорайонов.
Мы выбрали из его рассказа семь необычных фактов – о первых киевских «хрущевках», домах на ножках и микрорайонах, построенных на озерах.
Первый киевский микрорайон, о котором все забыли
Первомайский массив
Советские микрорайоны появились в середине 50-х, когда началось послевоенное восстановление городов и люди массово приезжали из сел. Сначала все ютились в коммуналках и бараках, а позже начали строить жилые дома с персональными квартирами, в которых были свои ванны, кухни, санузлы и балконы.
Первые такие дома в Киеве начали строить в середине 50-х на так называемом Первомайском массиве в районе нынешней Чоколовки и Караваевых дач. Сейчас вряд ли кто-то помнит это название. Это были кирпичные пятиэтажные «сталинки» с высокими потолками и признаками неплохой архитектуры – на фасадах домов были карнизы.
Дома не были хаотично разбросаны, как в современных микрорайонах, а образовывали кварталы. Застройка велась по периметру, внутри были детские площадки, бассейны, озеленение.
Массив Печерской автострады
Чуть позже, в 1957 году, в районе бульвара Дружбы народов появились первые панельные пятиэтажки. Этот район назывался массивом Печерской автострады. Сейчас там Дом мебели, расширенный бульвар, киоски, торговля, переходы.
Первая киевская «хрущевка»
Первая «хрущевка» в Коломиевском переулке. Стоит до сих пор
В 1958 году произошел переход от строительства «сталинок» с высокими потолками и большими отдельными комнатами к сооружению «хрущевок». Метраж этих квартир был меньше (кухни – по 4-5 метров), появилось такое понятие как «проходная комната».
Первая киевская «хрущевка» была построена еще в 1957 году в Коломиевском переулке (Голосеево). Квартиры там были крохотными – кухня около 3 метров, комнаты – по 7-8. При этом высота потолков была выше, чем метраж стен.
В Киев тогда приезжал Хрущев и очень хвалил этот передовой дом. К счастью, в массовое жилье этот проект не пошел.
Дома «на ножках»
Первым киевским массивом, где начали сооружать высотные дома, была Русановка.
В 1963 году «сверху» пришла директива строить 9-ти и 16-ти этажные здания с целью экономии площади. В основном эти проекты были заимствованы из Москвы. Оттуда, в частности, к нам пришли «дома на ножках». Здания поднимали на специальные опоры для создания свободной пешеходной зоны, согласно принципам архитектора Ле Корбюзье.
Многие считают эту конструкцию опасной, некоторым там страшно ходить, кто-то удивляется, как эти дома стоят до сих пор. На самом деле в таких домах нет ничего опасного. «Ноги», по сути, являются первым этажом. На верхних этажах достроили боковые панели, но они не выполняют несущую функцию. Внизу же их просто убрали, но визуально получился «подвесной дом».
Дома «на ножках» на Русановке
Всего в Киеве восемь домов «на ножках» – два на Русановке, два – на Березняках, два – на улице Черновола и еще два – на Суворова. Все они отличаются друг от друга, но принцип пешеходных пространств сохранили. Таким образом, архитекторы даже заложили принцип современной урбанистики, когда вокруг дома должен быть парк и пешеходная зона. К счастью, в Киеве, в отличие от Москвы, эти пространства пока не застроили.
Дом длиной в полкилометра
Один из символов Комсомольского массива (около метро Дарница) – полукруглый дом длиной в полкилометра, закрывающий целый микрорайон. Есть несколько версий этого сооружения – говорят, что его построили просто «от балды», ради эксперимента, или что это было сделано для изоляции соседних домов от ветра.
В целом объект выглядит интересно, но его жильцы пострадали. В доме нарушена планировка квартир: все комнаты в них имеют тупые или острые углы, есть проблемы с освещением.
Проект каналов на Оболони и Троещине
Проект каналов и озера на Оболони
В генплане 1962 года существовала идея создания сети каналов по всему левому берегу Днепра. Например, на Троещине они должны были тянуться от Днепра, за кинотеатром «Флоренция», в районе нынешней улицы Цветаевой, и создавать свой микроклимат. Сейчас там построен магазин Billa.
Правда, один канал на Троещине все же есть, на проспекте Ватутина. Но это скорее технический водоем бурого цвета, вдоль которого тянутся линии электропередач.
От плана создания каналов по всему Левому берегу отказались в пользу уплотнения жилья, а единственный канал появился на Русановке. Это был экспериментальный массив, где еще можно заметить новаторские идеи, которые позже были отрезаны из-за своей дороговизны или излишеств.
Одним из проектов 70-х предполагалось создание канала и на Оболони. Для этого должны были сохранить существовавшие там озера. Но уже тогда советские проектировщики посчитали, что нельзя так свободно расходовать городскую землю. Большинство озер были засыпаны, а на их месте появились многоэтажки. Между Героев Сталинграда и Оболонским проспектом сохранилась лишь часть когда-то огромного озера.
Первые в мире массивы на намытом грунте
Оболонь
Русановка – первый в мире массив, построенный на намытом грунте. Он строился в пройме Днепра, и нужно было решить проблему подтоплений домов. Тогда появились намывные грунты – ноу-хау киевских строителей. Песок брали со дна Днепра, засыпали им определенную местность, выравнивали под отметку и застраивали домами.
Позже таким же намывным способом была построена Оболонь. Песок брался из местных озер.
Суперграфика из домов на Троещине
Чтобы как-то разбавить серое уныние массива, на Троещине впервые применили так называемую суперграфику. Каждую панель дома красили в определенный цвет, а издалека они формировали цельный узор.
Эту идею попытались реализовать на комплексе домов по улице Закревского, где использовали темные тона – коричневый, красный и оранжевый, на домах между улицей Каштановой и Маяковского (бело-голубой ансамбль) и на жилом комплексе ближе к улице Бальзака (в красных цветах).
Идея суперграфики с трудом проходила через советские архитектурные инстанции, что и погубило идею. Вместо плитки 16-ти этажные дома выкрасили краской без водоотталкивающих свойств, и со временем она просто расплылась. Вдобавок ко всему жильцы начали утеплять фасады, стеклить балконы, устанавливать антенны. На выходе получились мрачные здания серо-буро-малинового цвета.
Фото предоставлены Львом Шевченко